Курсы валют Нацбанка РБ
07 апр08 апр
1 USD 2,5708 2,5520 −0,0188
1 EUR 2,7798 2,7734 −0,0064
100 RUB 3,3660 3,3821 +0,0161
10 PLN 6,1057 6,1140 +0,0083

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
07 апр08 апр
USD 76,4074 75,4550 −0,9524
EUR 82,6346 82,0120 −0,6226
BYN 29,7155 29,5612 −0,1543
PLN 18,1099 18,0757 −0,0342

все курсы валют

Предприятия Беларуси смотрят на госгарантии как на спонсорскую помощь

Анализ отчетов об исполнении бюджета открывает ужасающую картину. Платежная дисциплина по возврату гарантий государства практически отсутствует.

Конечный документ по итогам проверки исполнения бюджета появляется очень поздно. Обычно его публикуют только в четвертом квартале после завершения прошлого бюджетного года.

К обнародованию отчета чиновники стараются не привлекать особого внимания. И надо сказать, что они делают это не без причины. Отдельные компоненты отчета отражают крайне неприятную картину. Проблемы такого масштаба не удается скрыть даже среди сотен абзацев многостраничного текста.

Одна из главных болевых точек белорусской экономической модели — потрясающе низкое качество госгарантий. Если по внешним заимствованиям какая-то ритмичность платежей есть, то по внутренним она исчезает практически напрочь.

Судите сами: к началу 2018 года основной долг предприятий-заемщиков по возврату исполненных гарантий Минфина составил 1 687 млн BYN. Четырьмя годами ранее этот показатель был равен 158,5 млн BYN. Таким образом, всего за 4 года нерадивые должники увеличили долг по исполненным гарантиям на порядок — в 10,6 раза!

Бюджет постоянно продляет предприятиям сроки возврата денег по исполненным гарантиям. В начале 2014 года таких пролонгированных долгов насчитывалось 32,4 млн BYN, а к началу 2018-го стало 1 405 млн BYN. Рост потенциально «мусорной» задолженности составил 43,4 раза!

Но и это далеко не все. Несмотря на постоянные отсрочки и рассрочки Минфина по возврату долга, многие заемщики умудряются нарушить льготные графики, составленные государством. За 2014—2017 гг. просрочка по основному долгу за исполненные гарантии выросла в 3,4 раза — до 489,1 млн BYN.

По процентным платежам ситуация складывается не лучше. Задолженность перед Минфином по процентам во исполнение гарантий увеличилась до 319,2 млн BYN. При этом к 2018 году удельный вес просрочки превысил треть от общей суммы процентов — 129,2 млн BYN.

Кто же накопил все эти токсичные долги перед бюджетом?

Первое место с большим отрывом занимает агропромышленный комплекс. На предприятия АПК приходится 75,8% обязательств перед Минфином. Также сельхозники формируют подавляющую долю просрочки — 403,7 млн BYN (82,5% «плохих» гарантий).

Как это безобразие воспринимает само государство в лице чиновников? Государство продляет финансовую кому неплатежеспособных аграриев еще на 8 лет. По сути, проблемы откладываются в долгий ящик. С надеждой на то, что в будущем черная дыра в сельском хозяйстве постепенно рассосется. Как паллиативное решение власти рассматривают перекладывание огромного долгового бремени на местные бюджеты.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2018-10-24