Флагманские компании РБ отчитались о финансовых результатах в 2022 году. На некоторых территориях страны состояние дел весьма сложное.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с лагом от завершения отчетного периода. По этой причине в июле самая свежая информация относится к информации на 1 июня.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.
Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание у предприятия малы и уменьшаются дальше во времени.
За январь-май 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,1% (согласно Белстату). Однако медианная рентабельность существенно ниже, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.
Компании с отрицательной или малой (0-5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам 5 месяцев текущего года 22,7% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,4% имели рентабельность в пределах 0-5%.
Совокупный удельный вес нерентабельных (убыточных) и низкорентабельных флагманов по стране составил 53,1%. Это значит, что медиана по рентабельности в РБ была ниже 5%.
На другом полюсе от этой группы находились высокодоходные бизнесы. В январе-мае 2022 года 9,8% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,7% флагманов – рентабельность 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была в 3,9 раза выше, нежели удельный вес высокорентабельных.
В 2022 году низкорентабельные и нерентабельные флагманы с наименьшей частотой встречались в Гродненской области. По итогам 5 месяцев статорганы зафиксировали в регионе 46,3% таких бизнесов.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 47,3%. Одновременно Минск стал лидером по доле высокодоходных компаний. В городе 14,3% флагманов рассказали о рентабельности продаж 20+%, а 7,8% флагманов – о рентабельности 30+%.
Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (63,7%) и малая доля высокодоходных (6,1% с рентабельностью 20+%, 2,1% с рентабельностью 30+%). Также известно, что Могилевщина заняла последнее место по размеру средней зарплаты при максимальной трудовой нагрузке по РБ.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!