Крупные и средние предприятия белорусского транспорта отчитались о валовых показателях в 2021 году. Истекший год вряд ли можно отнести к лучшим.
По итогам декабрьского опроса Нацбанка сглаженный индекс настроений на транспорте составил минус 10,4 при среднем историческом значении минус 5,1. Нахождение индекса в области отрицательных значений говорит о том, что пессимисты в отрасли преобладают над оптимистами.
Пессимизм транспортников подтверждается данными Белстата. За 2021-й перевозки грузов транспортом в физическом весе упали на 3,5% к 2020 году. При этом в 2020 году грузовые перевозки снижались на 6,8% к 2019-му, а в 2019-м – на 6,1% к 2018-му. Таким образом, сокращение перевозок в пересчете на тонны идет 3 года кряду.
Перевозки пассажиров в человеках упали за 2021 год на 3,5% к кризисному 2020 году. Справочно: в 2020 году уменьшение пассажирских перевозок к 2019 году составило 18,6%. Это значит, что сжатие перевозок пассажиров отмечается 2 года подряд.
В 2021 году чистый отток кадров зафиксирован в основных видах транспорта. По сухопутному и трубопроводному транспорту соотношение принятых и уволенных за 11 месяцев составило 73,4%, по водному – 67,7%, по воздушному – 27,4%. В абсолютных величинах нетто-отток с флагманов сухопутного и трубопроводного транспорта составил 5,3 тыс. человек.
За 11 месяцев 2021-го средняя зарплата по секции «транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность» составила 1362 BYN, причем в ноябре 2021-го – 1407 BYN.
Однако медианные заработки у флагманов отрасли существенно ниже. За ноябрь-2021 медиана по транспортной секции достигла 1212 BYN (до вычета подоходного налога и взноса работника в ФСЗН).
Средняя рентабельность продаж по флагманам транспортной отрасли за 11 месяцев 2021-го составила 7,8%. Однако медианный показатель рентабельности заметно меньше.
По итогам января-ноября 2021-го 25,5% флагманов отрасли были нерентабельны (понесли убытки с продаж), а еще 37,8% имели рентабельность в пределах 0-5%. Совокупная доля предприятий с рентабельностью до 5% составила 63,3%. Из этого следует, что медиана по рентабельности у флагманов транспорта находится ниже 5%.
Около 6,1% флагманов транспорта добились рентабельности 20+% и 3,5% флагманов – рентабельности 30+%. В среднем по экономике удельные веса таких компаний за 11 месяцев составили 8,6% и 3,8% соответственно.
К 1 декабря 2021 года суммарные долги флагманов отрасли достигли 7,101 млрд BYN, в том числе по сухопутному и трубопроводному транспорту – 4,552 млрд BYN, по воздушному – 919,9 млн BYN.
За 11 месяцев 2021-го флагманы транспорта направили на погашение кредитов и займов 2,541 млрд BYN. По сравнению с 2020 годом нагрузка в деньгах выросла на 24,4% (в среднем по экономике – на 16,8%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!