Курсы валют Нацбанка РБ
16 сен17 сен
1 USD 3,0396 3,0360 −0,0036
1 EUR 3,5705 3,5867 +0,0162
100 RUB 3,6392 3,6468 +0,0076
10 PLN 8,4075 8,4387 +0,0312
10 CNY 4,2474 4,2392 −0,0082

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
16 сен17 сен
USD 83,0718 82,8359 −0,2359
EUR 97,4502 97,8903 +0,4401
BYN 27,3298 27,2846 −0,0452
PLN 22,9556 22,9883 +0,0327
CNY 11,5949 11,6052 +0,0103

все курсы валют

Более 54% белорусских флагманов отчитались о малой рентабельности

Крупные и средние предприятия страны сдали финансовые отчеты за 11 месяцев. Большинство флагманов показало слабую рентабельность продаж.

Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на каждый рубль выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.

Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.

Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, то бизнес все равно имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность долгое время низка или отрицательна, то шансы на выживание у предприятия обычно стремятся к нулю.

По данным Белстата за 11 месяцев средняя рентабельность продаж среди компаний-флагманов составила 8,4%. Но медианная рентабельность существенно ниже, на что указывает доля предприятий с отрицательной и низкой рентабельностью.

Компании с низкой (0-5%) или отрицательной рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.

По итогам 11 месяцев 2021 года около 20,9% флагманских компаний страны были нерентабельны (зафиксировали убытки от реализации продукции), а еще 33,6% имели рентабельность в пределах 0-5%. Таким образом, удельный вес убыточных (нерентабельных) и низкорентабельных флагманов в целом составил 54,5%.

На обратном полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В 2021 году порядка 8,6% флагманов показали рентабельность от 20% и выше, а 3,8% флагманов – от 30% и выше. Как видно, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов в реальном секторе в 6 раз выше.

Реже всего низкорентабельные и нерентабельные бизнесы встречались в Минске. По столице статорганы зафиксировали 45,2% таких флагманов. Одновременно Минск – это лидер страны по доле высокодоходных компаний. Около 13,5% флагманов столицы отразили в отчетах рентабельность 20+%, около 6,9% – рентабельность 30+%.

Обратная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе самая высокая частота нерентабельных и низкорентабельных флагманов (68%) и самая низкая частота – высокодоходных (6,1% с рентабельностью 20+%, 2,6% с рентабельностью 30+%). Могилевщина также занимает последнее место в стране по размеру средней зарплаты.

В Брестской области доля операционно убыточных и низкорентабельных флагманов составила 51,9%, в Витебской – 59,5%, в Гомельской – 61,6%, в Гродненской – 46,1%, в Минской – 56,3%. Заметно, что в западных регионах (Брестчина и Гродненщина) доля уязвимых предприятий ниже, чем в восточных (Витебщина, Гомельщина и Могилевщина).

2022-01-17