Флагманские бизнесы в сфере гостиниц и ресторанов довольно сложно пережили 2021 год. Посмотрим, с какими показателями они вошли в 2022-й.
По белорусским методикам крупные и средние гостиницы и рестораны как правило классифицируются по виду деятельности «услуги по временному проживанию и питанию». В международном обиходе для этого бизнеса принята аббревиатура HoReCa.
HoReCa чаще всего расшифровывается как Hotel, Restaurant, Catering/Café. Далее мы используем это сокращение с целью удобства восприятия информации.
Средняя зарплата в отрасли существенно ниже, чем в целом по экономике. По данным статорганов за 11 месяцев 2021-го она составила 944 BYN при общем показателе 1413 BYN.
Медианная зарплата у флагманов HoReCa в ноябре 2021 года достигла 845 BYN. Это значит, что у половины работников таких бизнесов начисленная зарплата до вычета подоходного налога (13%) и взносов в ФСЗН (1%) была ниже указанной величины.
В 2021 году флагманы HoReCa увольняли людей практически с той же частотой, с какой брали на работу. За 11 месяцев количество принятых и уволенных составило по 15,9 тыс. человек, а коэффициент замещения уволенных принятыми – 100,3%.
Вместе с тем, среднесписочное число работников за 11 месяцев упало к 2020 году на 2,2%. Сравните: средний показатель сокращения списков по экономике – 1,8%.
По итогам 11 месяцев выручка флагманов HoReCa выросла к 2020 году на 35,9% в номинале. Но этот рост был показан к низкой базе прошлого года, когда выручка упала более чем на 18%.
Вдобавок потребительские цены согласно Белстату за 11 месяцев выросли на 9,4% к 2020-му, а за такой же период 2020-го по отношению к 2019-му – на 5,4%. По нашим оценкам реальный прирост выручки в отрасли в 2021-м к докризисному 2019-му (с поправкой на инфляцию) пока имеет отрицательные темпы.
Флагманы HoReCa за 11 месяцев заработали с продаж 17,7 млн BYN при выручке в 1,342 млрд BYN. Ясно, что с таким соотношением прибыли и выручки средняя рентабельность в отрасли будет низкой.
По итогам 11 месяцев 2021-го средняя рентабельность продаж в HoReCa составила +1,3%. В 2020 году средний показатель по отрасли был отрицательным – минус 1,3%.
За 11 месяцев 39,3% флагманов отрасли показали отрицательную рентабельность. Это значит, что они понесли убытки от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Еще 39,3% флагманов отразили рентабельность продаж в пределах 0-5%.
В 2021-м только 7,4% флагманских компаний HoReCa отчитались о рентабельности продаж 10+% и всего 1,6% флагманов — о рентабельности 20+%. Средние доли таких компаний по экономике составили за 11 месяцев 26,8% и 8,6% соответственно.
Суммарные долги отрасли на 1 декабря 2021 года достигли 1,295 млрд BYN. За 11 месяцев флагманы HoReCa направили на погашение кредитов и займов 224 млн BYN, что 2,1 раза больше, чем в 2020-м (прирост выплат по экономике – 16,8%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!