Курсы валют Нацбанка РБ
16 авг17 авг
1 USD 2,9777 2,9777 0,0000
1 EUR 3,4782 3,4782 0,0000
100 RUB 3,7155 3,7155 0,0000
10 PLN 8,1664 8,1664 0,0000
10 CNY 4,1170 4,1170 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
16 авг17 авг
USD 80,0224 80,0224 +0,0000
EUR 93,7094 93,7094 +0,0000
BYN 26,8938 26,8938 +0,0000
PLN 21,8987 21,8987 +0,0000
CNY 11,1072 11,1072 +0,0000

все курсы валют

Госдолг Беларуси может подскочить за год до 61% ВВП

Такой прогноз сделали в Евразийском фонде стабилизации и развития. Белорусские чиновники хотят получить от ЕФСР новый кредит.

Эксперты евразийского фонда подсчитали, что в рисковом сценарии белорусский госдолг уже в 2022 году составит 61% ВВП. В базовом сценарии от ЕФСР госдолг РБ в будущем году застынет на отметке 46% ВВП.

Согласно оценкам фонда, в среднесрочной перспективе госдолг Беларуси останется на уровне выше 61% ВВП и это «в целом соответствует общей долговой динамике базового сценария». То есть даже по базовому сценарию ЕФСР страна в будущем продолжит жить, наращивая объемы обязательств.

Основной предпосылкой стрессового сценария от ЕФСР выступает предположение о том, что правительство не допустит дефолта ключевых госпредприятий и в случае реализации шока окажет им господдержку. Таким образом произойдет замещение корпоративного долга на государственный.

На самом деле корпоративный долг госпредприятий является квазибюджетным. В Беларуси государство не только владеет казенными предприятиями, но и управляет ими (через министерства, ведомства, концерны, исполкомы). По этой причине перетекание корпоративного долга в государственный выглядит как формальность.

Отметим, что госдолг РБ по определению ЕФСР отличается от минфиновской статистики. Минфин Беларуси засчитывает в госдолг обязательства центрального правительства. Долги регионов и гарантии по корпоративным кредитам идут отдельными строками.

Однако ЕФСР, как и другие международные финансовые организации, предпочитает видеть всю картину целиком, а не отдельные ее кусочки. Ведь в случае острого кризиса кредитором и гарантом последней инстанции все равно окажется центральный бюджет.

Экономисты ЕФСР оценили потенциальный размер шока, связанного с реализацией условных обязательств для Беларуси, в 14% от ВВП. Интересно, что в январе руководство Нацбанка озвучило идентичную оценку.

По расчетам НБРБ, проблемные обязательства в госсекторе к 2021 году составили те же 14% от размера экономики. Если перевести эту относительную величину в абсолютную сумму (к ВВП 2020 года), получится около 20,6 млрд BYN в эквиваленте. 

Для сравнения масштабов можно взять докапитализацию Беларусбанка в конце прошлого года. На эти цели государство направило двумя «траншами» около 1 млрд BYN.

22 октября пресс-служба Минфина сообщила, что чиновники прорабатывают условия четвертой кредитной программы с ЕФСР. Размер нового кредита пока не называется.

2021-10-29