Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Комитет госконтроля обнаружил большие проблемы с исполнением бюджета

На льготы и господдержку из казны идут миллиарды рублей, но отдача от этих мер далеко не очевидна. Сколько еще будет продолжаться такой порядок вещей?

Каждый год Комитет госконтроля проверяет отчеты об исполнении бюджета за предыдущий год. Летом 2020-го КГК промониторил исполнение бюджета за 2019-й. Выводами об этой работе комитетчики поделились с журналом «Финансы, учет, аудит».

Первое, что отметили работники КГК, — это недобор доходов республиканского бюджета. По сравнению с 2018 годом доходная часть бюджета в 2019-м потеряла 0,5%. Комитет госконтроля сообщил, что сокращение поступлений произошло впервые с 2011 года.

На наполняемость бюджета негативно повлияло множество факторов. Это и налоговый маневр России, и госпошлина за допуск авто к дорожному движению, и расчеты по ввозным пошлинам внутри Евразийского союза.

Интересно, что граждане «обувают» бюджет на сотни миллионов рублей. В КГК сосчитали, что в случае уплаты дорожной госпошлины всеми плательщиками в 2018 году бюджет получил бы 580 млн BYN. Вместо этого по факту за 2019 год пришло 268 млн BYN. Так что «бойкот» госпошлины автовладельцами влетает Минфину в копеечку.

По-прежнему огромные деньги бюджет недополучает от разнообразных налоговых льгот. КГК обозначил их объем за 2019 год в 6,1 млрд BYN, что эквивалентно 32,6% всех налоговых доходов.

Для сравнения: в 2018 году налоговые льготы «забрали» из бюджета 5,6 млрд BYN, или 30,2% налоговых доходов. Получается, что уровень льготирования не падает и отъедает от бюджетного пирога солиднейший кусок.

Никуда не делась проблема невостребованных бюджетных средств. По итогам 2018-го остались лежать на счетах 1,1 млрд BYN, после 2019-го — 711 млн BYN. По информации КГК, причинами являются экономия денег, банальная нерасторопность бюджетных распорядителей и затягивание госзакупок.

В 2019 году резко выросла господдержка и иные преференции. В 2018-м эта сумма составила 2 млрд BYN, а годом позднее доросла до 2,9 млрд BYN. Если так пойдет и дальше, то в 2020 году господдержка может догнать кризисные показатели.

Задел для роста господдержки имеется. Комитет госконтроля выявил вопиющие случаи предоставления денег. Некоторые предприятия могли получить поддержку при отрицательной рентабельности продаж и росте затрат вместо их снижения. В отдельных случаях условия оказания поддержки корректировались до фактических показателей того или иного получателя.

В 2019 году исполнители провалили поручение президента о снижении участия бюджета в поддержке реального сектора на 10+%. Вместо сокращения бюджетных вливаний КГК обнаружил рост к 2018 году на 5,3%.

В 2019 году Минфин отсрочил и рассрочил долги перед бюджетом на огромные суммы. По расчетам Комитета госконтроля эта сумма выросла за год в 11 раз до 732 млн BYN. Это автоматически привело к сокращению просроченных долгов с 1,9 до 1,2 млрд BYN. Впрочем, в КГК считают, что рано праздновать успех — слишком велик остаток проблемных обязательств.

В целом комитетчики пришли к выводу, что меры господдержки не оказали должного эффекта на состояние ряда организаций и не вывели их на стабильную безубыточную работу. Из-за этого само государство вынуждено влезать в новые долги. В 2019 году на обслуживание госдолга Минфин направил каждый десятый бюджетный рубль (10,2% расходов).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-07-24


Новости по теме: