Чиновники любят публиковать бравурные отчеты о сотрудничестве белорусского государства с Китайской Народной Республикой. Посмотрим, как обстоят дела на самом деле.
Один из важнейших показателей востребованности того или иного рынка — объем прямых иностранных инвестиций в данную страну от зарубежных инвесторов. В этом отношении Беларусь не может похвастать ничем из ряда вон выходящим.
Официальный прогноз по поступлению прямых иностранных инвестиций на 2019 год составлял 1,6 млрд USD. Даже этот скромный прогноз был с треском провален.
По факту за 2019 год в страну пришло только 1,327 млрд USD. При этом абсолютное большинство этих ресурсов на самом деле были реинвестированием ранее выведенного из Беларуси капитала.
Доля Китая в общем потоке инвестиций была крайне мала для такой великой державы и декларируемых интересов Поднебесной. Всего за 2019 год белорусская экономика привлекла 101,6 млн USD инвестиций из КНР. Для сравнения: объем инвестиций напрямую из России составил 263,6 млн USD.
Кроме того, часть инвестиций от российских компаний поступают в Беларусь опосредованно — через Кипр, Великобританию и различные офшорные зоны. На этом фоне инвестиции из Китая выглядят довольно бледно.
В 2020 году ничего принципиально не поменялось. За 6 месяцев совокупные инвестиции достигли 1,355 млрд USD. Отчеты по инвестициям из Китая показали лишь 19,7 млн USD.
Значение России и Кипра для Беларуси остается принципиально высоким. Из РФ за полгода пришло 319,5 млн USD, с Кипра — 204,1 млн USD.
Основные проекты китайцев в Беларуси сконцентрированы в Минске и Минской области. Особое значение власти придают индустриальному парку «Великий камень».
Как нетрудно догадаться, если общий размер инвестиций в страну за полгода составил 19,7 млн USD, то отдельные регионы получили еще меньше. Так, в экономику Минска поступило 7,6 млн USD китайских инвестиций, а в пристоличную область — 10 млн USD.
Парк «Великий камень» территориально расположен в Смолевичском районе Минщины. Однако по этому району прямые инвестиции из всех стран составили 31 млн USD (против 40,9 млн USD годом ранее).
Так откуда же тогда громогласные заявления о вливаниях в белорусскую экономику из Китая? А это были связанные кредиты для реализации проектов с участием китайских компаний и с привлечением китайских рабочих. По сути, китайцы кредитовали сами себя, но внешне это выглядело как бешеный интерес к одной стране в центре Европы.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!