Банковская система Беларуси продолжает жить в долг перед внешним миром. Банки берут валюту за рубежом и пускают ее в проекты внутри страны. Это создает риски невозврата ресурсов, так как модернизация предприятий прошла ни шатко ни валко.
Как бы ни хотели власти, белорусский рубль не является свободно конвертируемой валютой и уж тем более не претендует на статус резервной. Доля белорусского рубля в расчетах по экспорту и импорту в последние годы удерживается ниже 4–5%. Почти весь обмен с внешним миром обслуживают 3 валюты — доллар, евро и российский рубль.
Низкое доверие к белорусскому рублю и относительно высокие ставки по рублевым кредитам побуждают предприятия к финансированию инвестпроектов за счет заемных денег в «твердых» валютах. Определенную часть валютных заимствований составляют связанные кредиты на модернизацию.
Поскольку Нацбанк Беларуси может «печатать» только белорусские рубли, а сальдо платежного баланса в РБ чаще всего отрицательное, неизбежно встает вопрос — откуда брать доллары, евро, российские рубли и юани?
В Беларуси поставщиком дефицитной валюты выступает финансовый сектор, а если точнее, то коммерческие банки и структуры типа Банка развития. На 1 июня они накопили обязательства перед нерезидентами на сумму 5,270 млрд USD. Львиную долю этих обязательств составляли ресурсы по строке «кредиты» — 4,849 млрд USD.
Механизм финансирования таков. Сначала белорусские банки привлекают валюту у зарубежных партнеров. Часто сделки проходят в форме получения синдицированных кредитов. Синдицированный кредит — это заем, который предоставляют как минимум 2 кредитора.
Например, в 2017 году Белагропромбанк привлек синдицированный кредит на сумму 190 млн EUR. Общий срок сделки с учетом ее пролонгации составил 3 года и в апреле
После того, как валютные ресурсы получены белорусским банком, он перепродает их внутри страны с некоторой маржой, чтобы извлечь прибыль. Чаще всего это проходит как выдача валютных кредитов предприятиям реального сектора.
Кроме пассивов белорусские банки имеют и заграничные активы. Эти активы гораздо меньше, чем обязательства (пассивы). На 1 июня 2020 года размер таких активов был равен 1,910 млрд USD.
По названным выше причинам финансовый сектор имеет отрицательные чистые активы по внешнему контуру. На 1 июня их объем составлял минус 3,360 млрд USD. Впрочем, минус по чистым активам сейчас гораздо скромнее, чем был до кризиса 2014 года.
На пике в
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!