Курсы валют Нацбанка РБ
13 окт14 окт
1 USD 3,3011 3,2832 −0,0179
1 EUR 3,6095 3,5909 −0,0186
100 RUB 3,4205 3,4262 +0,0057
10 CNY 4,7156 4,6708 −0,0448
10 PLN 8,3832 8,3642 −0,0190

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
13 окт14 окт
USD 96,0686 96,0686 +0,0000
EUR 105,1095 105,1095 +0,0000
BYN 29,2607 29,2607 +0,0000
CNY 13,4752 13,4752 +0,0000
PLN 24,5048 24,5048 +0,0000

все курсы валют

Беларусь откатывается в 2015 год. Власти возрождают нерыночные кредиты

Нехорошая тенденция наметилась в 2019-м. Тогда правительство дважды повысило лимит кредитования госпрограмм и казенных мероприятий. В 2020-м цифры резко выросли: выдача льготных кредитов поднимется на 70% и это еще не конец.

В начале месяца стало известно содержание двух докладных записок главы Совета Республики Натальи Кочановой на имя президента. Первая записка датирована 3 апреля, вторая — 30 апреля. Оба документа касаются «актуальных проблем развития страны».

Кочанова сетует, что правительство и Нацбанк используют господдержку и денежно-кредитную политику «в целях макроэкономической стабилизации, а не развития». Сенатор жалуется, что «высокие ставки по банковским кредитам наряду с завышенными требованиями по гарантиям и залогу сдерживают динамику инвестиций».

Кочанова упрекает правительство, что «стратегия развития госсектора сводится к точечной поддержке отдельных предприятий» и от этого только появляются дыры в бюджете и у банков. По мнению спикера верхней палаты парламента, «базовые принципы работы госсектора не совершенствуются», а его конкурентоспособность «остается невысокой».

Проблемы госсектора создают риски для устойчивого развития страны, но местные власти редко или вообще не проводят мероприятия по повышению эффективности казенных предприятий. Как пример Кочанова приводит работу чиновников по реанимации убыточных сельхозорганизаций.

Глава Совета Республики жалуется на засилье потребительского импорта и снижение доли белорусских товаров в общих продажах. Особую тревогу у Кочановой вызывают покупки дешевой одежды в магазинах у азиатов и ширпотреба через китайские интернет-магазины типа AliExpress.

Кочанова констатирует, что «ключевая проблема устойчивого развития страны в текущей пятилетке не решена». Однако глава Совета Республики приходит к выводу, что «в это непростое время есть резон держать экономику на ручном управлении». Она подчеркивает, что это нужно делать «даже несмотря на рекомендации и „рецепты“ международных финансовых институтов».

Кочанова считает, что предприятия можно поддержать за счет банковского сектора. По ее мнению, «банки следует более активно ориентировать на вхождение в акционерный капитал предприятий». Также банки будут «участвовать собственными ресурсами в финансировании инвестиционных проектов».

Логичным следствием курса властей на помощь предприятиям за счет банков является бурный рост лимитов директивного кредитования. Буквально на днях Совмин третий раз увеличил этот лимит на 2020 год. Теперь он составляет 1,260 млрд BYN вместо первоначальных 740 млн BYN. Рост лимит за половину года составил 70,3%.

Директивные кредиты могут выдаваться хоть под 0%. Зачастую с поправкой на инфляцию банк не зарабатывает на кредите, но и «доплачивает» должнику, а потери банку компенсирует бюджет (читай: все налогоплательщики).

Директивное кредитование было широко распространено до кризиса зимы 2014—2015 гг. Ограничить раздачу кредитов четкими рамками удалось лишь с помощью Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

ЕФСР настоял, чтобы в программу с Беларусью включили пункт о постепенном сворачивании директивного кредитования. Лимит выдачи нерыночных кредитов на 2016 год был установлен в размере 2,8 млрд BYN, на 2017 год — 1,9 млрд BYN, на 2018 год — 1,24 млрд BYN, на 2019 год — 0,8 млрд BYN. В 2020 году выдачу директивных кредитов должны были прекратить.

Но уже в 2019 году наметился негативный тренд. Сначала власти увеличили лимит с 800 до 900 млн BYN, а потом до 984 млн BYN. На исходе 2019 года правительство отказалось от обнуления лимита в 2020-м и утвердило его на уровне 740 млн BYN. Чиновники стали говорить, что отныне обнуление перенесено на 2021 год.

С учетом того, как развиваются события в 2020-м, во второй половине года стоит ждать новые увеличения лимитов. Хотя уже сейчас размер лимита превышает тот размер, который был утвержден на 2018 год. Впереди перед правительством — цели 2016 и 2017 года. А там и до полной отмены ограничений рукой подать. Хотят ли белорусы возврата к раздолью образца 2015 года, у них никто не спрашивает.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-06-12


Новости по теме: