Черная полоса уже началась. Минфин теряет доходы бюджета
Независимые экономисты и международные организации предрекают большие проблемы с бюджетом в 2020 году. Власти дают информацию о доходах и расходах с задержкой в месяц. Но уже сейчас видно, что страна стала на кризисную дорожку.
На сегодня белорусам доступна обобщенная информация об исполнении бюджета за январь—февраль. Обвальное падение нефтяных цен началось 9 марта. Поэтому исполнение бюджета за 2 месяца отражает только дефицит поставок нефти на НПЗ и снижение экспорта калийных удобрений.
Важно отметить, что исполнение в январе и феврале — это результаты деятельности налогоплательщиков в
Тем не менее, изменения в негативную сторону были заметны даже по состоянию на 1 марта. Например, профицит бюджета сектора госуправления за 2 месяца 2020 года составил 582,3 млн BYN, республиканского бюджета — 381,2 млн BYN. За такой же период в
Сравнение 2019 и 2020 годов выглядит еще более выпукло, если взять февраль отдельно. В
Справочно: дефицит бюджета — это такое его состояние, когда расходы превышают доходы. Чтобы избавиться от дефицита, власти могут либо нарастить доходную часть бюджета (поднять налоги), либо сократить расходную (урезать траты на социалку и инфраструктуру). Часто во время кризиса происходит и то, и другое: рост налогового давления и отказ от «излишних» расходов.
Бюджет Беларуси на 2020 год рассчитан из цены на нефть Urals в 60 USD за баррель и исходя из экспорта калийных удобрений в 9,96 млн тонн. По факту средняя цена на Urals в январе—феврале составила 58,13 USD, но уже в марте опустилась до 29,17 USD. Апрельские цены на Urals будут ниже мартовских.
От цены на Urals зависят ставки пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые поступают в республиканский бюджет. Если нефть дешевеет, то и ставки снижается, что автоматически ведет к недобору валютных доходов Минфина.
Правда, пока Минфин спасает то, что размер ставок определяется с некоторым лагом. Так, размер пошлин на январь определяется по котировкам нефти с середины ноября по середину декабря, на февраль — с середины декабря по середину января. Выходит, что самый жесткий сценарий по пошлинам для Минфина рисуется
Есть вариант, что власти резко нарастят экспорт нефтепродуктов за счет увеличения импорта нефти до 2 млн тонн/месяц. Но в этом случае есть несколько проблем.
Заместить старые экспортные рынки новыми вряд ли получится. Россия планирует запретить импорт дешевых нефтепродуктов вплоть до сентября.
В
Между тем, от объемов экспорта калийных удобрений зависит поступление пошлин. В 2020 году тонна экспортируемых вне ЕАЭС удобрений облагается по ставке 55 EUR.
В январе—феврале бюджет сектора госуправления понес наибольшие потери от дефицита доходов по внешнеэкономической деятельности. В эту категорию входят пошлины на нефть, нефтепродукты и калийные удобрения.
Все такие доходы от ВЭД собираются в республиканском бюджете, просадка к 2019 году составила 41,3%. В итоге доходная часть республиканского бюджета снизилась к прошлому году на 0,9%.
В
Понятно, что рост расходов при падении доходов не может длиться бесконечно. Уже в ближайшие месяцы Минфин станет перед выбором: какие статьи расходов порезать, чтобы свести бюджет без огромного сверхпланового дефицита.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!