Курсы валют Нацбанка РБ
13 окт14 окт
1 USD 3,3011 3,2832 −0,0179
1 EUR 3,6095 3,5909 −0,0186
100 RUB 3,4205 3,4262 +0,0057
10 CNY 4,7156 4,6708 −0,0448
10 PLN 8,3832 8,3642 −0,0190

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
13 окт14 окт
USD 96,0686 96,0686 +0,0000
EUR 105,1095 105,1095 +0,0000
BYN 29,2607 29,2607 +0,0000
CNY 13,4752 13,4752 +0,0000
PLN 24,5048 24,5048 +0,0000

все курсы валют

Правительство не хочет сдувать пузырь нерыночного кредитования. Новые кадры говорят о денежной эмиссии

Выдача директивных кредитов должна была прекратиться в 2019 году, но этого не произошло. Какие угрозы обозначил Нацбанк и что предлагают чиновники?

В конце января замглавы НБРБ Сергей Калечиц указал несколько проблем, которые вызывают обеспокоенность у регулятора. Первой из проблем была названа ситуация с директивным (нерыночным) кредитованием.

Практика выдачи кредитов на нерыночных условиях процветала в Беларуси до середины 2010-ых гг. и часто становилась одной из причин экономических кризисов. Последний раз обвал произошел в конце 2014 года.

Суть директивного кредитования состоит в том, что банки предоставляют заемные ресурсы предприятиям на условиях лучше тех, которые сложились на рынке. Это значит, что ставка по таким кредитам может быть очень низкой и даже не покрывать инфляцию, а сроки возврата и объем кредита могут быть неоправданно велики и создавать проблемы банку.

Государство пыталось компенсировать потери, которые несли банки (чаще всего государственные) при выдаче директивных кредитов. Тем более, что абсолютное большинство нерыночных займов шло госпредприятиям. Например, стала правилом компенсация части процентов по директивным кредитам за счет бюджета.

Однако чиновники не могли учесть всех риски, которые возникали при выдаче нерыночных займов. Поэтому банки были вынуждены компенсировали часть своих потерь через повышенные ставки и более жесткие условия для частного сектора.

Это создавало неравные условия хозяйствования в разных секторах экономики. Отдельные предприятия практически купались в деньгах, а те, кто не входил в круг счастливчиков, брали в долг под бешеный процент.

Зимой 2014—2015 гг. Беларусь настигла очередная девальвация и правительство обратилось в Евразийский фонд стабилизации и развития, чтобы подлатать дыры в экономике. Взамен ЕФСР потребовал принять программу преобразований в Беларуси.

Среди мер по приведению ситуации к норме было постепенное сворачивание директивного кредитования. Так, лимит нерыночного кредитования на 2016 год составлял 2,8 млрд BYN, на 2017-й — 1,9 млрд BYN, на 2018-й — 1,24 млрд BYN, на 2019-й — 0,8 млрд BYN. В 2020 году предполагалось, что выдача директивных кредитов прекратится.

Поначалу все двигалось как по накатанной. Правительство и Нацбанк регулярно отчитывались ЕФСР о выполненных программы преобразований, а фонд выдавал Беларуси очередной транш кредита.

Заминки стали возникать по мере того, как белорусская экономика выходила из крутого пике. В итоге шестой транш кредита был получен спустя год после пятого — в октябре 2018 года.

Седьмой (последний) транш не выдан до сих пор. Россияне начали увязывать его выдачу с выполнением программы углубленной интеграции. В результате президент запретил Минфину брать последний транш, а ЕФСР предложил властям Беларуси подготовить заключительный отчет об использовании средств кредита.

По факту кредитная программа с ЕФСР завершилась без предоставления последней суммы денег. К слову, тем же завершилась предыдущая программа Беларуси с АКФ ЕврАзЭС (с лета 2015 года — ЕФСР).

Видимо, на этом фоне правительство почувствовало себя свободным от обязательств и в 2019 году нарастило лимит директивного кредитования. Сначала он был повышен с 0,8 до 0,9 млрд BYN, а затем — с 0,9 до 0,984 млрд BYN.

Планы по обнулению выдачи нерыночных кредитов отодвинули в долгий ящик. Лимит на 2020 год установлен в размере 0,74 млрд BYN. Учитывая практику 2019-го, вполне возможно, что и эта сумма подрастет в течение года.

В Нацбанке обратили внимание, что согласно стратегии развития финансового рынка до 2020 года участие коммерческих банков в директивном кредитовании подлежало сокращению. Выдачу нерыночных кредитов должен был сконцентрировать на себе Банк развития. Однако в реальности лимит Беларусбанка и Белагропромбанка на 2020 год был расширен до 230 млн BYN.

Замечания Нацбанка приобретают особую значимость в свете назначения нового замглавы Администрации президента. Этот пост получил Валерий Бельский, бывший директор Института экономики Национальной академии наук.

На исходе 2019 года Бельский получил известность в СМИ благодаря высказываниям о роли эмиссионного кредитования предприятий. В декабре Бельский вступил в заочную полемику с Нацбанком и сообщил, что не видит ничего плохого «в том, чтобы поддержать проектное финансирование за счет эмиссионных денег».

Также Бельский заявил, что через потребительское кредитование идет поддержка импорта потребительских товаров. По мнению Бельского, «никаких принципиальных проблем нынешняя ситуация с государственной собственностью не создает», а приватизацию предприятий с помощью чеков «Имущество» следует завершить.

Выводы из написанного каждый может сделать самостоятельно. Наверняка известно лишь то, что в 2020-м на жизнь простых белорусов будут влиять люди с уникальными экономическими взглядами.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2020-02-06


Новости по теме: