Как власти доведут малый и средний бизнес до 50% в экономике Беларуси?

19 ноября замминистра экономики Червяков озвучил амбициозную задачу – довести удельный вес МСБ до 50%. Посмотрим, как чиновники могут решить эту проблему.

18 ноября министр экономики Дмитрий Крутой сообщил, что по итогам 2019 года доля малого и среднего бизнеса (МСБ) составит 28,8%. При этом глава Минэкономики заметил, что согласно госпрограмме на 2016-2020 гг. доля МСБ должна увеличиться до 40%.

Понятно, что если радикально не поменять способы подсчета МСБ, никаких 40% за следующий год у властей не получится. Характерно, что Крутой уже анонсировал коррекцию методологии Белстата.

На сегодня порядок отнесения предприятия к малому и среднему бизнесу основан лишь на численности персонала компании. Если в организации работает 1-15 человек – это микробизнес, 16-100 человек – малый бизнес, до 250 человек – средний бизнес. Соответственно, в категорию МСБ попадают все организации с числом занятых до 250 человек.

Еще один важный момент – разделение предприятий на казенные и частные. Согласно нашим законам любое акционерное общество является собственником имущества. Поэтому собственность таких юрлиц относится к частной форме собственности.

На практике указанное выше означает, что в глазах властей ОАО «Белорусская калийная компания», несмотря на огромные обороты (6,1 млрд BYN выручки в 2018 году) и контроль государства (52%-я доля республики), относится к малому бизнесу. Дело в том, что согласно отчету за 2018 год на БКК были заняты всего 87 человек.

Также весьма специфическое положение складывается в сельском хозяйстве. Более 90% сельхозземель обрабатывают экс-колхозы и совхозы и только 2% – фермеры. Тем не менее, за 28 лет независимости многие аграрные предприятия «мутировали» по форме собственности в ОАО, ЗАО или ЧУПы.

По данным бюллетеня о госсекторе, за 6 месяцев 2019 года лишь 37,6% крупных и средних предприятий сельского хозяйства были отнесены к чисто государственным. Остальные попали в категорию смешанной собственности (частной с долей государства). На практике чиновники могут принимать решения в 91,5% крупных и средних хозяйств, где доля государства превышает 50%.

Реальные размеры госсектора и распределение казенных предприятий по размерам трудно определить самостоятельно – не хватает открытых данных. Помогает разве что информация, которую озвучивают сами чиновники.

Например, 17 октября директор НИЭИ Минэкономики Юлия Медведева заявила, что 70% организаций в госсекторе классифицируются как малый и средний бизнес. Однако эта категория компаний дает только 1% добавленной стоимости страны.

По словам Медведевой, на коммерческую часть госсектора приходится 60% выручки, 3/4 объемов промышленного производства и свыше 40% занятых. Справочно: занятость в белорусской экономике в 2019 году составляет 4,3 млн человек.

30 июля министр финансов Максим Ермолович сообщил, что в бюджетном секторе работает около 1 млн человек. Вместе с занятыми на коммерческих госпредприятиях общую численность работников госсектора можно оценить в 2,7-2,8 млн человек.

Как же властям удастся радикально повысить долю малого и среднего бизнеса?

Разгадку (или часть разгадки) можно найти в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Согласно этому документу численность работающих в МСБ до 2030 года увеличится с 1,3 до 2 млн человек.

Поскольку у Беларуси слабая демография, рост количества занятых в МСБ будет идти за счет сокращения числа работников на крупных предприятиях. Иными словами, «крупняк» в ближайшие годы расстанется примерно с 700 000 работников.

Кстати, это не значит, что доля государства в экономике автоматически снизится. Учитывая комментарии высоких чиновников, кадры могут перетечь с больших госпредприятий на малые и средние. Возможен и вариант без смены места работы: просто крупное предприятие перейдет в категорию МСБ.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2019-11-21