Об этом свидетельствуют данные Белстата по итогам 9 месяцев. Рассмотрим, как образовалась миллиардная «дырка» и что с ней будет дальше.
За январь—сентябрь 2019 года Беларусь экспортировала товары на 24,59 млрд USD, импортировала — на 28,45 млрд USD. Поскольку импорт превысил экспорт, то в стране образовалось отрицательное сальдо внешней торговли на 3,862 млрд USD.
Экспорт товаров упал к 2018 году на 3%, а импорт вырос на 0,5%. Так как импорт и ранее был больше экспорта, в 2019 году негативное сальдо внешней торговли только увеличилось. В пересчете на деньги прирост отрицательного сальдо составил 895,6 млн USD.
Коэффициент покрытия импортных поставок экспортными за 9 месяцев
В январе—сентябре доля России в обороте торговли товарами достигла 48,7% (против 49,1% годом ранее). Доля стран Европейского союза составила 22,1% (против 24,1%), удельный вес стран вне СНГ и ЕС (так называемой «дальней дуги») — 18,4% (против 16,4%).
По причине отсутствия каких бы то ни было структурных реформ доли 3 разных направлений не выравниваются в соотношении
Беларусь готовит соглашение о покупке от 1 до 3,5 млн тонн нефти у Казахстана. Но дело в том, что ранее Беларусь приобретала у России свыше 20 млн тонн нефти за год. Поэтому импорт нефти будет диверсифицирован в лучшем случае на 1/6.
Впрочем, даже двусторонние договоренности Беларуси и Казахстана мало что значат без разрешения России на транзит казахской нефти по ее территории. У РФ нет политического резона подрывать собственную монополию на поставки нефти на Мозырский НПЗ и Нафтан. В общем, пока перспективы нефтяной «волны» от казахов весьма туманны.
Экспорт Беларуси в Россию за 9 месяцев составил 9,95 млрд USD (+3,7%), импорт из РФ — 15,89 млрд USD (минус 5,1%), негативное сальдо внешней торговли сократилось с 7,149 до 5,942 млрд USD. Основная причина уменьшения импорта из России — конъюнктура на рынке нефти и нефтепродуктов. Никакое импортозамещение со страной, находящейся в Евразийском экономическом союзе и Союзном государстве, по сути не работает.
В 2020 году крайне вероятно снижение объемов импорта российского газа. На январь грядущего года запланирован физический пуск первого энергоблока Белорусской АЭС. В связи с этим потребность в природном газе как сырье для энергетиков будет частично замещена электроэнергией с атомной станции.
Экспорт в страны ЕС за январь—сентябрь достиг 6,44 млрд USD (минус 17,3%), импорт — 5,29 млрд USD (+3%). Позитивное сальдо сократилось с 2,651 до 1,150 млрд USD. Падение положительного сальдо произошло,
Экспорт в страны вне СНГ и ЕС за 9 месяцев составил 3,95 млрд USD (+9,7%), импорт — 5,79 млрд USD (+11,2%). Негативное сальдо внешней торговли увеличилось с 1,6 до 1,832 млрд USD. Главный партнер Беларуси в данной группировке стран — это Китай.
Валообразующий экспортный товар Беларуси на китайском рынке — калийные удобрения. В октябре Белорусская калийная компания отчиталась, что подписала контракт на поставку удобрений с индийской IPL.
В прошлом году контракт с Индией заключили в августе и он был рассчитан до июля 2019 года. Цена поставки по тому контракту составляла 290 USD за тонну CFR, а по нынешнему — 280 USD.
Прошлогодний контракт с китайцами давно истек. Однако, по оценкам экспертов калийного рынка, покупатели из КНР будут готовы подписать новый документ лишь в самом конце 2019 года или даже в начале
Беларуськалий явно был готов к такому сценарию. В начале сентября гендиректор солигорского предприятия заявил о снижении производства удобрений до 30% на 3–4 ближайших месяца. Итоги работы Беларуськалия в сентябре уже известны: выпуск калийных удобрений в Минской области сократился к сентябрю 2018 года на 21,7%, к августу
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!