Инвесторы согласны на покупку казенных банков только с большими скидками. Чиновники категорически отвергают такие подходы. В итоге сделки проваливаются.
За последние недели пришло много новостей с приватизационного фронта. В середине мая стало известно, что правительство не завершило переговоры по участию в капитале Белинвестбанка с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), а начало их с Евразийским банком развития.
К концу прошлого месяца непонятная ситуация вокруг Белинвестбанка немного прояснилась. У властей Беларуси и ЕБРР оказались радикально разными оценки капитала Белинвеста. Если ЕБРР посчитал стоимость капитала Белинвестбанка эквивалентной 251 млн BYN, то в нашем правительстве хотели за 100% акций госбанка аж 680,3 млн BYN!
Интересно, что по национальным стандартам отчетности капитал Белинвестбанка на 1 января 2019 года (дата оценки властей) был равен 503,6 млн BYN, а на 1 апреля — 542,2 млн BYN. По международным стандартам отчетности капитал Белинвестбанка на 1 января был эквивалентен 502,2 млн BYN.
При этом по МСФО Белинвестбанк имел 228,4 млн BYN индивидуально обесцененных кредитов и прочих активов. Также по внутреннему рейтингу Белинвеста активы на 36,3 млн BYN относились к заемщикам с оценкой «дефолт». Если верить отчету за 2018 год, то Белинвестбанк не укладывался в оптимальные отраслевые значения по части аналитических коэффициентов достаточности капитала и качества активов.
Напомним, ЕБРР претендовал на покупку до 25% акций Белинвестбанка. Затем оставшиеся акции госбанка планировалось продать стратегическому инвестору.
Похоже, что инвесторов, согласных на условия властей, не нашел и Банк Дабрабыт (бывший Банк
Как и в случае с Белинвестбанком, предприватизационную поддержку Дабрабыту оказывал ЕБРР. В апреле посол Беларуси в Турции Андрей Савиных сообщал, что тамошний Зираат Банк вел переговоры с Банком Дабрабыт по поводу покупки акций последнего.
В марте председатель правления Банка Дабрабыт Игорь Лихогруд находился с визитом в Китае. Тогда посольство Беларуси в КНР рассказало, что визит происходил «в рамках комплексной работы по поиску стратегического инвестора». В апреле с той же целью в Китае находился глава Белинвестбанка Андрей Бриштелев.
Видимо, многочисленные встречи и переговоры с потенциальными инвесторами в Банк Дабрабыт не привели к тому результату, на который надеялись власти Беларуси. Иначе бы Лихогруд не заявил, что его банк — это «высокорентабельное финансовое учреждение и нет смысла в
По словам Игоря Лихогруда, поступавшие предложения о покупке акций Банка Дабрабыт предусматривали дисконт к капиталу. На 1 января 2019 года капитал Дабрабыта был равен 126,4 млн BYN.
Также Лихогруд коснулся сроков продажи контрольного пакета в Банке Дабрабыт. Теперь рубеж
Лихогруд сообщил, что в банке сразу отсекают «спекулятивные предложения, когда хотят купить дешевле, а затем через короткий промежуток времени продать дороже». По смыслу это очень напоминает риторику президента о продаже любых госактивов. Конечное решение по всем крупным сделкам принимает лично глава государства. Поэтому не исключено, что это вольный пересказ именно президентской позиции.
Довольно долго нет новой информации о продаже госпакета в Приорбанке. Сначала продажа акций предполагалась в первом квартале 2019 года, а затем сдвинулась на второй квартал. В результате Госкомимущество консолидировало 6,31% акций Приорбанка, но о точной дате продажи ничего определенного не слышно.
В апреле Госкомимущество оценило госпакет в 17 млн EUR. На начало второго квартала это соответствовало цене капитала Приорбанке без премии либо дисконта (670,1 млн BYN за 100% акций). Но по сей день изменений в структуре собственников банка не случилось. На пакет акций Приорбанка претендовал все тот же ЕБРР.
В мае Нацбанк должен был наведаться с проверкой в Банк Дабрабыт, в июне — в Приорбанк. Возможно, в связи с этим выплывут подробности о «замороженных» сделках с акциями этих банков.
Попытки продажи акций остальных госбанков закончились неудачно. Эпопея с реализацией миноритарного пакета Беларусбанка (25%) длилась с весны
Примерно то же случилось с пакетом акций Белагропромбанка. В конце 2016 года аграрный банк выкупил у местных властей 12,6% собственных акций, которые впоследствии планировалось с выгодой продать стороннему инвестору. Но в 2017 году
В свое время на активы Паритетбанка претендовал бизнесмен Виктор Прокопеня. Однако довольно быстро Прокопеня отказался от этой затеи и банк перекочевал от Нацбанка к Управлению делами президента, а потом — к Госкомимуществу.
В общем, при отсутствии инвестиций госбанки
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!