В банковской системе Беларуси тотально доминирует государство. Настанет ли тот день, когда большие куски госсобственности перейдут в частные руки?
На сегодня банковская система Беларуси состоит из 24 действующих банков. Формально всего 5 банков из 24 контролируются государством. Однако реальная доля госсобственности в капитале и активах системы остается превалирующей.
Контроль государства над банковской системой достигается за счет крупнейших банков – Беларусбанка, Белагропромбанка и Белинвестбанка. Все эти банки входят в первую группу по системной значимости.
Обрушение любого из 3 крупных банков может привести к крайне негативным последствиям. Поэтому государство вынуждено проводить периодические вливания в капитал казенных банков и чистить их активы от «мусора».
Во всех крупных банках государство так или иначе пробовало продать пакеты акций зарубежным инвесторам. Эпопея с реализацией миноритарного пакета Беларусбанка (25%) длилась с весны 2016 года по лето 2017-го. Однако в декабре прошлого года продажу акций госгиганта отложили как минимум на 2020 год. Причины чиновники не пояснили.
Примерно то же случилось с пакетом акций Белагропромбанка. В конце 2016 года аграрный банк выкупил у местных властей 12,6% собственных акций, которые впоследствии планировалось с выгодой продать стороннему инвестору. Но в 2017 году что-то пошло не так и акции снова вернулись в лоно государства.
Намного дальше сдвинулся на пути к приватизации Белинвестбанк. Миноритарным акционером Белинвеста в ближайшие месяцы обещает стать Европейский банк реконструкции и развития. Белинвестбанк активно чистит активы от "трэша" прошлых лет и за 9 месяцев 2018 года показал немалые успехи в деле наращивания прибыли.
Еще одна забота властей – Банк Москва-Минск и Паритетбанк. Первый по размеру относится к средним банкам, второй – к малым. До недавних пор главным акционером в обоих банках был сам регулятор.
Совмещение функций управления собственностью и регуляторных функций мягко говоря не приветствуется в цивилизованном мире. Поэтому Нацбанк пытается хоть тушкой, хоть чучелом избавиться от непрофильных активов. С Паритетбанком это более-менее удалось.
Сначала на активы Паритетбанка претендовал бизнесмен Виктор Прокопеня, но довольно быстро он отказался от своей затеи и банк перекочевал к Управлению делами президента, а потом – к Госкомимуществу.
В числе претендентов на Банк Москва-Минск в разное время назывались китайские и турецкие инвесторы. Согласно матрице к кредиту Евразийского фонда стабилизации и развития этот банк мог уйти из госсобственности еще в 2017 году. Но вот уже завершается 2018 год, а воз и ныне там. Судя по всему, переговоры по продаже если и идут, то в вялотекущем режиме.
Нежелание чиновников продавать госбанки здесь и сейчас имеет понятную логику. С учетом качества активов и конъюнктуры на рынках удачными можно считать сделки, которые пройдут без дисконта к капиталу. Однако такие подходы к приватизации (продажа по цене чистых активов) вряд ли разделяет высшее руководство страны.
Посему от греха подальше процессы будут волокитить до лучших времен, которые настанут в туманной перспективе. Пожалуй, главный претендент на получение реального инвестора – это Белинвестбанк. Просто потому, что на рынок придет не абы кто, а целый ЕБРР.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!