Курсы валют Нацбанка РБ
13 окт14 окт
1 USD 3,3011 3,2832 −0,0179
1 EUR 3,6095 3,5909 −0,0186
100 RUB 3,4205 3,4262 +0,0057
10 CNY 4,7156 4,6708 −0,0448
10 PLN 8,3832 8,3642 −0,0190

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
13 окт14 окт
USD 96,0686 96,0686 +0,0000
EUR 105,1095 105,1095 +0,0000
BYN 29,2607 29,2607 +0,0000
CNY 13,4752 13,4752 +0,0000
PLN 24,5048 24,5048 +0,0000

все курсы валют

До какого предела будут расти цены на бензин и дизтопливо в Беларуси?

По данным Белстата, розничные цены на бензин и дизтопливо за 2018 год поднялись на 20%, за 2 месяца 2019-го — еще на 0,7%. До каких пор это будет продолжаться?

Начнем с того, что практически монопольным поставщиком сырой нефти в Беларусь является Россия. В 2017—2018 гг. РФ поставляла нам около 18 млн тонн ежегодно. Столько же будет и в 2019-м, так как это последний год действия «схемы Семашко» по реэкспорту 6 млн тонн нефти без переработки на НПЗ.

Более 70% взаимных расчетов Беларуси и России по экспорту и импорту ведется в российских рублях. Однако исключение из этого правила составляют платежи за российские нефть и газ. РФ ни в какую не хочет переходить с долларов на свою валюту, невзирая на возможные запреты со стороны США.

14 марта незыблемость российской позиции подтвердил посол Бабич. По мнению посла, компании из РФ не хотят терпеть убытки на конвертации выручки. Отдельный вопрос, зачем вообще нужна россиянам эта конвертация (не доверяют собственным деньгам?), но здесь мы оставим его без рассмотрения.

По подсчетам концерна «Белнефтехим», в себестоимости наших нефтепродуктов цена нефти «занимает более 80%». При этом 2/3 нефтепродуктов продается на экспорт и Нафтан и Мозырский НПЗ получают валютную выручку, а 1/3 реализуется на внутреннем рынке за белорусские рубли.

Стоит отметить, что продажа нефтепродуктов на экспорт идет по рыночным ценам, тогда как внутри Беларуси цены регулирует государство. Власти рассматривают бензин и дизтопливо как негласные социальные товары и не желают дразнить население резкими скачками цен.

Согласно Белнефтехиму, до 30% в розничной цене моторного топлива — это налоговая нагрузка. Она распределяется так: «в действующих ценах доля НДС составляет 17%, акциза — 8–13%».

С 2019 года Россия реализует последний этап большого налогового маневра. В рамках этого маневра до 2024 года ставка экспортной пошлины на нефть упадет с 30% до 0%, но одновременно будет повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Поскольку Беларусь находится в едином таможенном пространстве с Россией, соседняя страна поставляет нам нефть без пошлин. Белорусские НПЗ активно пользовались этим и имели хорошую прибыль на экспорте нефтепродуктов. А вот налоговая политика в рамках Евразийского союза не унифицирована. Поэтому ставка НДПИ — это исключительно дело РФ.

Для Беларуси повышение НДПИ и постепенное обнуление экспортной пошлины представляет немалый вызов. Впервые за много лет нефтепереработчики начнут покупать сырье по мировым ценам. Конкурентное преимущество наших НПЗ в виде разницы за счет отсутствия пошлин исчезнет. Оскудеет и белорусский бюджет, так как прекратится поступление большой части таможенных пошлин.

В отличие от России, нам нечем компенсировать будущие потери заводов. Отрицательный акциз на автомобильное топливо, как в РФ, не потянет белорусский Минфин. Это хорошо видно по последним изменениям ставок.

Первоначально Минфин заложил в бюджет-2019 снижение топливных акцизов на 25%. Однако уже в марте власти были вынуждены отыграть назад. Акцизы на бензин и дизтопливо были повышены указом № 102. Этот указ вступил в силу 20 марта.

Белнефтехим оперативно отреагировал на указ № 102 и повысил оптовые цены на автомобильное топливо. В отношении розничных цен концерн сообщил, что «тактика остается прежней: плавное, пошаговое изменение с учетом ценообразующих факторов — стоимости сырья, курса белорусского рубля и налогообложения».

Понятно, что повышение акцизов негативно отразится на экономике поставок на внутренний рынок. Также отрицательно на прибыльность Нафтана и Мозырского НПЗ действует удорожание нефти и регулирование розничных цен.

Судите сами: в декабре 2018 года цена российской нефти Urals упала до минимума с октября 2017 года. И именно в этот период (декабрь—январь) НПЗ по нашей информации получили крупную прибыль от реализации продукции.

А что с регулированием цен?

Здесь комплексная проблема: у розничных цен внутри Беларуси нет прямой привязки к курсу доллара, а чиновники отстают в своих решениях от девальвации белорусского рубля.

С 2014 года наша валюты упала к доллару более чем вдвое, но симметричного повышения цен не произошло. В феврале 2014-го средняя цена 1 литра бензина была эквивалентна 93,6 цента, а дизтоплива — 99 центов. За февраль 2019 года средние цены уже были равны 69,2 и 72 цента соответственно. Налицо провал долларовых цен, который за счет недополученной прибыли компенсируют НПЗ и АЗС.

В Восточной Европе у нас самые дешевые бензин и дизтопливо, не считая России. В Украине, которая также является чистым импортером нефтепродуктов и имеет свободное ценообразование, цены на 1 марта колебались около 0,9–0,93 EUR за литр.

При этом в Украине работает кратно большее количество АЗС на километр дорог. А у нас рынок еще и олигопольный: заправки Белоруснефти занимают 2/3 рынка по количеству точек (570 штук).

Какой из всего написанного вывод? Вывод таков, что магистральное направление розничных цен на бензин и дизтопливо — строго вверх. Если власти отпустят цены, то на первых порах нефтепродукты внутри Беларуси могут стать дороже, чем в Украине. Просто из-за слабой конкуренции и дефицита заправок относительно других стран региона.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-03-20


Новости по теме: