USD нал EUR нал
3,2630 / 3,2660 3,5020 / 3,5140
Курсы валют Нацбанка РБ
13 апр14 апр
1 USD 3,2736 3,2736 0,0000
1 EUR 3,5130 3,5130 0,0000
100 RUB 3,4894 3,4894 0,0000
10 CNY 4,5085 4,5085 0,0000
10 PLN 8,2439 8,2439 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
13 апр14 апр
USD 93,4419 93,4419 +0,0000
EUR 99,7264 99,7264 +0,0000
BYN 28,6280 28,6280 +0,0000
CNY 12,8685 12,8685 +0,0000
PLN 23,3704 23,3704 +0,0000

все курсы валют

Белорусские айтишники экспортировали в 64 раза больше услуг, чем в 2005 году

Опубликованы официальные результаты по экспорту компьютерных услуг за 2018 год. Он оказался рекордным за всю историю Беларуси.

Декрет о Парке высоких технологий был подписан 22 сентября 2005 года. Экспорт ПВТ зачисляется властями в компьютерные услуги. В 2005-м экспорт компьютерных услуг Беларусью составил лишь 24,7 млн USD. Зато в 2018 году наши компании экспортировали 1 586 млн USD компьютерных услуг – такой большой экспорт не фиксировался еще ни разу.

Рубеж в 1 млрд USD экспорта IT-сектор преодолел в 2017 году. Тогда компьютерные услуги были оказаны на 1 207 млн USD. Таким образом, по сравнению с 2017 годом экспорт айтишников вырос на почти на треть – на 31,4%.

Положительное сальдо от оказания компьютерных услуг за 2018 год составило 1 450 млн USD. По размеру этого сальдо с IT-сектором может тягаться разве что весь транспорт Беларуси вместе взятый. На чистой основе все виды транспорта принесли в страну 2 071 млн USD.

Правда, динамика оказания транспортных услуг далеко не такая устойчивая, как у айтишников. Максимальный размер сальдо по услугам транспорта был получен в 2013 году – 2 395 млн USD, после чего оно падало в течение 3 лет. Если дела будут так складываться и дальше, то по итогам 2019 года айтишники выйдут на чистое первое место по сальдо услуг во всей белорусской экономике.

Среди видов транспорта самый большой вклад в копилку внес железнодорожный. В 2018 году позитивное сальдо по услугам «железки» достигло 682 млн USD. Однако это все еще меньше, чем в рекордном 2013 году (685 млн USD). А если учесть обесценение покупательной способности доллара, то картинка становится более грустной.

Автомобильный транспорт также не побил показатель 2013 года. В том году сальдо было 690 млн USD, а в 2018-м – 640 млн USD. Очевидно, развитию транспортных услуг мешал кризис в экономике Беларуси и взаимные санкции России и Евросоюза.

Позитивное сальдо по воздушному транспорту за 2018 год составило 259 млн USD, а отдельно по пассажирскому – 191 млн USD. Обновление летного парка и прекращение прямого сообщения между Украиной и Россией сильно помогло Белавиа. В сезон отпусков рентабельность авиаторов превышает 20%.

Беларусь не имеет прямого выхода к морю. Поэтому отрицательное сальдо по услугам морского транспорта (минус 140 млн USD) вполне объяснимо.

По территории нашей страны проложены крупнейшие нефте- и газопроводы Европы. Сальдо услуг по трубопроводному транспорту в 2018 году вышло положительным – 621 млн USD.

В 2018 году подкачал строительный сектор. Отрицательное сальдо по строительным услугам составило минус 202 млн USD – худший результат за последние 4 года. На чистой основе белорусы построили за границей на 189 млн USD, но иностранцы ввезли сюда больше услуг – 391 млн USD. Из-за низких зарплат в Беларуси идет мощный отток кадров за границу.

В 2019 году на статистику строительных услуг может повлиять ситуация вокруг долга за возведение Гарлыкского калийного комбината. Белорусы утверждают, что туркмены не оплатили по контракту около 150 млн USD и удерживают у себя технику еще на 7 млн USD. Взаимные претензии Беларуси и Туркменистана уже направлены в Стокгольмский арбитраж.

С 2017-го по 2019 год Беларусь забирает в свой бюджет пошлины от реэкспорта 6 млн тонн российской нефти по схеме Семашко. Согласно расчетам banki24.by, за 2018 год белорусский бюджет разжился 1,02-1,03 млрд USD таких пошлин (против 640-650 млн USD в 2017-м).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-03-19


Новости по теме: