Курсы валют Нацбанка РБ
23 апр24 апр
1 USD 2,0891 2,0884 −0,0007
1 EUR 2,3497 2,3490 −0,0007
100 RUB 3,2754 3,2751 −0,0003
10 PLN 5,4889 5,4824 −0,0065

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
23 апр24 апр
USD 63,7860 63,7906 +0,0046
EUR 71,7210 71,7453 +0,0243
BYN 30,5459 30,5525 +0,0066
PLN 16,7580 16,7364 −0,0216

все курсы валют

Белорусские айтишники экспортировали в 64 раза больше услуг, чем в 2005 году

Опубликованы официальные результаты по экспорту компьютерных услуг за 2018 год. Он оказался рекордным за всю историю Беларуси.

Декрет о Парке высоких технологий был подписан 22 сентября 2005 года. Экспорт ПВТ зачисляется властями в компьютерные услуги. В 2005-м экспорт компьютерных услуг Беларусью составил лишь 24,7 млн USD. Зато в 2018 году наши компании экспортировали 1 586 млн USD компьютерных услуг – такой большой экспорт не фиксировался еще ни разу.

Рубеж в 1 млрд USD экспорта IT-сектор преодолел в 2017 году. Тогда компьютерные услуги были оказаны на 1 207 млн USD. Таким образом, по сравнению с 2017 годом экспорт айтишников вырос на почти на треть – на 31,4%.

Положительное сальдо от оказания компьютерных услуг за 2018 год составило 1 450 млн USD. По размеру этого сальдо с IT-сектором может тягаться разве что весь транспорт Беларуси вместе взятый. На чистой основе все виды транспорта принесли в страну 2 071 млн USD.

Правда, динамика оказания транспортных услуг далеко не такая устойчивая, как у айтишников. Максимальный размер сальдо по услугам транспорта был получен в 2013 году – 2 395 млн USD, после чего оно падало в течение 3 лет. Если дела будут так складываться и дальше, то по итогам 2019 года айтишники выйдут на чистое первое место по сальдо услуг во всей белорусской экономике.

Среди видов транспорта самый большой вклад в копилку внес железнодорожный. В 2018 году позитивное сальдо по услугам «железки» достигло 682 млн USD. Однако это все еще меньше, чем в рекордном 2013 году (685 млн USD). А если учесть обесценение покупательной способности доллара, то картинка становится более грустной.

Автомобильный транспорт также не побил показатель 2013 года. В том году сальдо было 690 млн USD, а в 2018-м – 640 млн USD. Очевидно, развитию транспортных услуг мешал кризис в экономике Беларуси и взаимные санкции России и Евросоюза.

Позитивное сальдо по воздушному транспорту за 2018 год составило 259 млн USD, а отдельно по пассажирскому – 191 млн USD. Обновление летного парка и прекращение прямого сообщения между Украиной и Россией сильно помогло Белавиа. В сезон отпусков рентабельность авиаторов превышает 20%.

Беларусь не имеет прямого выхода к морю. Поэтому отрицательное сальдо по услугам морского транспорта (минус 140 млн USD) вполне объяснимо.

По территории нашей страны проложены крупнейшие нефте- и газопроводы Европы. Сальдо услуг по трубопроводному транспорту в 2018 году вышло положительным – 621 млн USD.

В 2018 году подкачал строительный сектор. Отрицательное сальдо по строительным услугам составило минус 202 млн USD – худший результат за последние 4 года. На чистой основе белорусы построили за границей на 189 млн USD, но иностранцы ввезли сюда больше услуг – 391 млн USD. Из-за низких зарплат в Беларуси идет мощный отток кадров за границу.

В 2019 году на статистику строительных услуг может повлиять ситуация вокруг долга за возведение Гарлыкского калийного комбината. Белорусы утверждают, что туркмены не оплатили по контракту около 150 млн USD и удерживают у себя технику еще на 7 млн USD. Взаимные претензии Беларуси и Туркменистана уже направлены в Стокгольмский арбитраж.

С 2017-го по 2019 год Беларусь забирает в свой бюджет пошлины от реэкспорта 6 млн тонн российской нефти по схеме Семашко. Согласно расчетам banki24.by, за 2018 год белорусский бюджет разжился 1,02-1,03 млрд USD таких пошлин (против 640-650 млн USD в 2017-м).

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-03-19