Белорусы откажутся от российской нефти и газа?
Власти Беларуси намерены сократить отрицательное сальдо в торговле с Россией. Правительство уже готовит жесткие предложения.
По итогам 2018 года негативное сальдо торговли товарами с Россией достигло 9,7 млрд USD. По сравнению с 2017 годом отрицательное сальдо выросло на 3 млрд USD. В 2018 году на каждые 100 USD импорта из РФ приходилось лишь 57,2 USD экспорта Беларуси в эту страну.
Экспорт товаров в Россию увеличился всего на 0,4%, хотя импорт возрос на 15,4%. Злую шутку с белорусским экспортом сыграли запреты на поставку продукции АПК, которые вводились в течение 2018 года российскими санветслужбами.
В начале марта проблему несбалансированной торговли с Россией поднял в публичную сферу глава государства. Во вторник президент провел совещание с руководством госорганов на тему участия Беларуси в интеграционных структурах и сотрудничества с европейскими организациями.
На совещании президент отметил, что негативное сальдо взаимной торговли с Россией «приблизилось к 10 млрд USD». Глава государства привел пример, что «Америка чуть не начала войну с Китаем
Белорусский лидер обратил внимание чиновников на рост импортных потоков из РФ, который не сопровождается адекватным ростом экспорта белорусских товаров. Глава государства посетовал, что «нас туда не пускают», хотя «мы пустили на свой рынок реальных конкурентов».
В тот же день правительство взяло под козырек и анонсировало изучение способов компенсации отрицательного сальдо.
Какими путями Беларусь собирается урезать негативное сальдо?
Самый очевидный способ — это уменьшение импортных потоков. Главные импортные товары из России — это сырая нефть и природный газ. За 2018 год Беларусь импортировала из РФ 18,2 млн тонн нефти на 6,8 млрд USD, также 20,3 млрд кубов газа на 2,7 млрд USD.
Импорт природного газа в деньгах упал на 3,2%, так как снизилась цена его покупки. А вот импорт нефти увеличился на 28,3%, что оказалось эквивалентно 1,5 млрд USD. По сравнению с 2017 годом физический объем импорта нефти из РФ почти не изменился, рост ввоза произошел за счет роста цен на мировом рынке.
Может быть, Беларуси стоит оптимизировать импорт углеводородов?
В случае с газом это не исключено. 5 марта Петришенко обещал, что «с учетом запуска атомной электростанции у нас будет снижаться доля потребления газа». Правда, сразу возникает вопрос, не заменят ли белорусы «шило на мыло». Ведь уже с 2021 года начнутся платежи Беларуси по российскому госкредиту на строительство АЭС.
Также известно, что затраты на интеграцию атомной станции в энергосистему могут составить до 3,8 млрд USD, а расходы по выводу АЭС из эксплуатации и захоронение токсичных отходов могут потянуть еще на 2,5–3,5 млрд USD.
Что касается нефти, то в 2020 году заканчивается действие схемы по реэкспорту Беларусью 6 млн тонн. Пошлины от реэкспорта зачисляются в белорусский бюджет, тогда как Нафтан и Мозырский НПЗ перерабатывают не 24, а 18 млн тонн.
Другими словами, в физическом выражении импорт нефти в будущем увеличится. Цены на нефть для Беларуси тоже вряд ли упадут. В рамках налогового маневра РФ стоимость нефти будет выравниваться с мировой до 2024 года.
Тогда Беларуси остается «воевать» с другими товарными группами из России. Но как это сделать, если мы уже несколько лет находимся в Евразийском экономическом союзе? Беларусь взяла на себя обязательства не допускать дискриминации товаров и услуг из стран ЕАЭС. Торговые войны на единой таможенной территории — это довольно экзотическое явление. Так и до развала самого союза можно «додружиться».
Кроме того, нереформированная экономика Беларуси до сих пор представляет собой сборочный цех, который для производства готовой продукции потребляет сырьё и полуфабрикаты с территории России. Удар по импорту может больно сказаться на экспортных потоках Беларуси.
Скорее всего, белорусское правительство в курсе доводов и аргументов, приведенных в этом материале. Однако отмахнуться от поручений главы государства на языке экономической целесообразности не получится. Поэтому в близкой перспективе не исключены новые обострения в