USD нал EUR нал
3,0130 / 3,0195 3,3800 / 3,3850
Курсы валют Нацбанка РБ
18 мая19 мая
1 USD 3,0099 3,0134 +0,0035
1 EUR 3,3722 3,3748 +0,0026
100 RUB 3,7282 3,7156 −0,0126
10 PLN 7,9505 7,9504 −0,0001
10 CNY 4,1615 4,1521 −0,0094

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
18 мая19 мая
USD 80,7689 80,7689 +0,0000
EUR 90,7062 90,7062 +0,0000
BYN 26,8032 26,8032 +0,0000
PLN 21,3375 21,3375 +0,0000
CNY 11,1593 11,1593 +0,0000

все курсы валют

Реальная цена АЭС для Беларуси может вырасти на миллиарды долларов

После ввода АЭС в эксплуатацию Беларусь становится энергоизбыточной страной. Правительство хочет решить эту проблему через гигантские расходы потребителей на подгонку потребления электроэнергии под ее выпуск.

Для строительства АЭС в Островецком районе Беларусь набрала кредитов у России. Во-первых, около 90% стоимости затрат по строительству атомной электростанции покрывает кредит правительства России на сумму 10 млрд USD. Во-вторых, еще 500 млн USD (5% затрат на строительство) представляют собой кредит российского Внешэкономбанка, который контролируют власти РФ.

Выходит, что 95% затрат на возведение АЭС финансируется на российские деньги. Вероятно, большая часть этих миллиардов вообще не пересекает границы России, так как уплачивается на счета российских компаний-подрядчиков. Да и на территории Беларуси строительство внезапно стало приносить огромные убытки.

Изначально окупать расходы на строительство АЭС власти Беларуси планировали с помощью экспорта электроэнергии соседям нашей страны. После закрытия Игналинской АЭС в Литве идеальным импортером Совмину виделось как раз это государство.

Однако правительство Литвы заняло крайне жесткую позицию по вопросу импорта электроэнергии с АЭС в Беларуси. Сбыть лишнюю электроэнергию Литве не выйдет по политическим причинам.

Более того, Литва с Латвией и Эстонией намерены отключиться от кольца БРЭЛЛ, которое связывает их энергосистемы с Беларусью и Россией. В результате страны Балтии синхронизируются с энергосистемой остальных членов ЕС, но потеряют удобную техническую возможность импорта электроэнергии из РБ и РФ.

Единственное, что в этой ситуации остается белорусским властям — это наращивать потребление электроэнергии внутри страны. 6 августа Совмин утвердил комплекс мер по увеличению потребления электроэнергии до 2025 года. За 8 лет чиновники надеются поднять потребление на 3,38 млрд. кВт∙ч, из которых 1,6 млрд. кВт∙ч даст правительственный комплекс мер.

Однако всякие меры по изменению потребления требуют больших денег. Не стал исключением и данный случай. Рост потребления на 1,6 млрд. кВт∙ч обойдется Беларуси в 7,7 млрд BYN.

Формально бюджетные расходы составят лишь 335 млн BYN из заявленной суммы. Остальные деньги должны будут выложить предприятия-потребители.

Однако абсолютное большинство предприятий в комплексном плане Совмина являются государственными. Поэтому в реальности ресурсы все равно будут извлечены из госкармана.

Таким образом, непрямые затраты на АЭС в Беларуси могут увеличиться примерно на 3,8 млрд USD. Поскольку расходы сделают госпредприятия, в конечном счете все это великолепие оплатят налогоплательщики — обычные белорусы трудоспособного возраста.

2018-08-07