Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
22 ноя23 ноя
USD 100,6798 102,5761 +1,8963
EUR 106,0762 107,4252 +1,3490
BYN 29,4816 29,9317 +0,4501
CNY 13,8821 13,9427 +0,0606
PLN 24,3588 24,5679 +0,2091

все курсы валют

Власти хотят сделать всем хорошо и не проводить реформы

В понедельник без всяких предупреждений были опубликованы тексты сразу трех директив. Разбираемся, что в себе несут эти внезапно появившиеся документы.

Для начала поясним, что такое директива. Согласно закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» директивы может издавать только президент. По крайней мере, термин «директива» в законе употребляется лишь вместе со словом «президента».

Так вот, директива президента — это указ программного характера, «издаваемый главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение». Первая в истории Беларуси директива была подписана 15 лет назад — 11 марта 2004 года. Тот документ назывался «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

4 марта 2019 года увидели свет три директивы — за номерами 6, 7 и 8. Директива № 6 называется «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли», директива № 7 — «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», директива № 8 — «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». В принципе, уже из процитированных наименований понятно, каким сферам жизни посвящены эти документы.

banki24.by ознакомились с текстами всех трех директив. Общее впечатление — документы подписаны во имя всего хорошего и против всего плохого. Лейтмотив документов — глагол «обеспечить». Глава государства дает разнообразные поручения органам госуправления и ставит поручения под контроль Комитета госконтроля.

В директиве о развитии села констатируется, что с 2010 года Беларусь производит избыточное для внутреннего рынка количество многих сельхозтоваров. Как выход, власти видят наращивание экспорта аграрной продукции до 7 млрд USD к 2020 году. Конкретные направления развития экспорта не называются.

Также в директиве № 6 закрепляется существование господдержки АПК и курс на создание крупных сельхозхолдингов. Минпрому поручается поставлять аграриям технику, чем предприятия системы Минпрома занимались и в предыдущие годы.

Директива № 6 объявляет войну искусственным ограничениям — межобластным и иным региональным указивкам по реализации сельхозпродукции. По сути, это признание, что порочная практика до сих пор существует в Беларуси. Местные чиновники помыкают аграриями — шлют письма или делают устные указания на тему кому, когда, что и сколько продавать.

Опять объявлена борьба с посредническими структурами. Директива требует максимально исключить посредников из закупок и цепочек реализации товаров.

Власти поставили цель по размеру зарплаты в сельском хозяйстве. Ее планируется довести до средней по стране. На сегодня аграрии являются самыми загруженными и при этом низкооплачиваемыми работниками.

Директива № 7 согласна с тем, что качество оказания жилищно-коммунальных услуг «не в полной мере соответствует современным требованиям» и это «вызывает обоснованные нарекания граждан». Отсюда логично следуют поручения повысить качество услуг жилищно-коммунальных организаций и эффективность работы самих коммунальников.

Работников жилищно-коммунального хозяйства заставят повышать квалификацию в профильных учреждениях, а гражданам гарантируют создание системы мониторинга приема и исполнения претензий по качеству оказываемых услуг.

В директиве № 8 прописаны основные проблемы строительной отрасли. Это снижение объемов возводимого жилья, неплатежи и ухудшение финансового положения строительных организаций. Белорусские строители и проектировщики слабо используют современные технологии, из отрасли идет отток кадров.

Директива № 8 поручает повысить эффективность строительной деятельности в Беларуси, комплексно развивать территории страны, подтянуть финансы строительных организаций, расширять использование цифровых технологий в строительстве, развивать кадровый потенциал отрасли.

Характерный момент — финансовое обеспечение директив. На реализацию документов будет выделяться бюджетное финансирование. При этом объемы финансирования положений директив не конкретизируются.

Остается надеяться, что необходимое количество денег уточнят в постановлениях Совмина, Минфина и других органов госуправления. Иначе непонятно, какой ценой власти собираются выполнить поставленные задачи.

Обращает на себя внимание отсутствие в директивах каких-либо прямых отсылок на структурные реформы. Очень похоже, что и после 2020 года власти не желают менять сложившуюся модель управления экономикой и социальной сферой. Видимо, решать накопившиеся проблемы белорусские чиновники будут в основном при помощи старых административных инструментов.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2019-03-05


Новости по теме: