Курсы валют Нацбанка РБ
30 июн01 июл
1 USD 2,9663 2,9658 −0,0005
1 EUR 3,4736 3,4789 +0,0053
100 RUB 3,7738 3,7731 −0,0007
10 PLN 8,1995 8,1924 −0,0071
10 CNY 4,1291 4,1238 −0,0053

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
30 июн01 июл
USD 78,4685 78,5284 +0,0599
EUR 92,2785 92,2672 −0,0113
BYN 26,4533 26,4780 +0,0247
PLN 21,6902 21,7145 +0,0243
CNY 10,9433 10,9298 −0,0135

все курсы валют

Власти хотят сделать всем хорошо и не проводить реформы

В понедельник без всяких предупреждений были опубликованы тексты сразу трех директив. Разбираемся, что в себе несут эти внезапно появившиеся документы.

Для начала поясним, что такое директива. Согласно закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» директивы может издавать только президент. По крайней мере, термин «директива» в законе употребляется лишь вместе со словом «президента».

Так вот, директива президента — это указ программного характера, «издаваемый главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение». Первая в истории Беларуси директива была подписана 15 лет назад — 11 марта 2004 года. Тот документ назывался «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

4 марта 2019 года увидели свет три директивы — за номерами 6, 7 и 8. Директива № 6 называется «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли», директива № 7 — «О совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства страны», директива № 8 — «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли». В принципе, уже из процитированных наименований понятно, каким сферам жизни посвящены эти документы.

banki24.by ознакомились с текстами всех трех директив. Общее впечатление — документы подписаны во имя всего хорошего и против всего плохого. Лейтмотив документов — глагол «обеспечить». Глава государства дает разнообразные поручения органам госуправления и ставит поручения под контроль Комитета госконтроля.

В директиве о развитии села констатируется, что с 2010 года Беларусь производит избыточное для внутреннего рынка количество многих сельхозтоваров. Как выход, власти видят наращивание экспорта аграрной продукции до 7 млрд USD к 2020 году. Конкретные направления развития экспорта не называются.

Также в директиве № 6 закрепляется существование господдержки АПК и курс на создание крупных сельхозхолдингов. Минпрому поручается поставлять аграриям технику, чем предприятия системы Минпрома занимались и в предыдущие годы.

Директива № 6 объявляет войну искусственным ограничениям — межобластным и иным региональным указивкам по реализации сельхозпродукции. По сути, это признание, что порочная практика до сих пор существует в Беларуси. Местные чиновники помыкают аграриями — шлют письма или делают устные указания на тему кому, когда, что и сколько продавать.

Опять объявлена борьба с посредническими структурами. Директива требует максимально исключить посредников из закупок и цепочек реализации товаров.

Власти поставили цель по размеру зарплаты в сельском хозяйстве. Ее планируется довести до средней по стране. На сегодня аграрии являются самыми загруженными и при этом низкооплачиваемыми работниками.

Директива № 7 согласна с тем, что качество оказания жилищно-коммунальных услуг «не в полной мере соответствует современным требованиям» и это «вызывает обоснованные нарекания граждан». Отсюда логично следуют поручения повысить качество услуг жилищно-коммунальных организаций и эффективность работы самих коммунальников.

Работников жилищно-коммунального хозяйства заставят повышать квалификацию в профильных учреждениях, а гражданам гарантируют создание системы мониторинга приема и исполнения претензий по качеству оказываемых услуг.

В директиве № 8 прописаны основные проблемы строительной отрасли. Это снижение объемов возводимого жилья, неплатежи и ухудшение финансового положения строительных организаций. Белорусские строители и проектировщики слабо используют современные технологии, из отрасли идет отток кадров.

Директива № 8 поручает повысить эффективность строительной деятельности в Беларуси, комплексно развивать территории страны, подтянуть финансы строительных организаций, расширять использование цифровых технологий в строительстве, развивать кадровый потенциал отрасли.

Характерный момент — финансовое обеспечение директив. На реализацию документов будет выделяться бюджетное финансирование. При этом объемы финансирования положений директив не конкретизируются.

Остается надеяться, что необходимое количество денег уточнят в постановлениях Совмина, Минфина и других органов госуправления. Иначе непонятно, какой ценой власти собираются выполнить поставленные задачи.

Обращает на себя внимание отсутствие в директивах каких-либо прямых отсылок на структурные реформы. Очень похоже, что и после 2020 года власти не желают менять сложившуюся модель управления экономикой и социальной сферой. Видимо, решать накопившиеся проблемы белорусские чиновники будут в основном при помощи старых административных инструментов.

2019-03-05