Просроченные долги белорусских компаний внешнему миру остаются огромными. Иностранцы отвечают белорусам взаимностью и тоже не платят по счетам.
По официальным данным, на 1 декабря 2018 года просроченный долг белорусских предприятий перед компаниями из других стран составил 875,2 млн BYN. В пересчете на доллары обязательства на отчетную дату были эквивалентны 409,3 млн USD.
В начале 2018 года проблемные долги белорусов перед внешним миром были выше — 1 008 млн BYN (либо 510,8 млн USD в эквиваленте). Можно сказать, что культура расчетов в прошлом году несколько улучшилась.
Главная сумма просрочки у белорусских организаций накопилась в расчетах с Россией. На 1 декабря проблемные обязательства составляли 245,2 млн BYN.
Около 70% расчетов с РФ ведется в российских рублях, за доллары россияне продают нефть и газ. Сейчас у Беларуси нет просрочки по оплате углеводородного сырья. Поэтому сумму имеющейся просрочки можно смело переводить в российскую валюту — 7 651 млн RUB.
На 1 января 2018 года проблемный долг перед российскими компаниями составлял 6 679 млн RUB. Рост просрочки связан с товаропроводящей сетью белорусских экспортеров.
Просроченные обязательства иностранных компаний перед белорусами на 1 декабря составили 956 млн BYN. Это значит, что внешний мир задолжал Беларуси больше денег, чем белорусы — внешнему миру.
Основными должниками белорусских предприятий являлись компании в российской юрисдикции. На 1 декабря просроченный долг РФ составил 381,4 млн BYN (1 190 млн RUB). Проблемные долги накопились в расчетах с белорусской промышленностью.
Еще одна точка напряженности — Туркменистан. Туркмены месяцами не отдают долг за возведение Гарлыкского калийного комбината. По госстатистике просроченные обязательства туркменской стороны выросли в 6,5 раза — до 91 млн BYN. И это только подписанные акты: вместе с теми, которые туркмены считают спорными, общий долг может достигать 200 млн USD.
Сумма в 200 млн USD находит хорошие подтверждения в реальности. Только за 2016 год Беларуськалий как материнская компания выдал главному подрядчику Гарлыка (Белгорхимпром) займы на 94,9 млн USD. А в 2015 году Белгорхимпром «получал» от властей специфический кредит на 2 758 млрд BYR.
Тайна за семью печатями — реальный размер долга Венесуэлы. Экономика этой страны коллапсирует уже несколько лет подряд. По оценкам ООН, из страны бежали 3 млн человек. Однако, несмотря на жесточайший кризис, белорусские компании не переставали поставлять продукцию и оказывать услуги латиноамериканцам. Только известные части долговой мозаики указывают на обязательства выше 100 млн USD. Трудно сказать, как власти собираются возвращать эти деньги, если режим Мадуро обрушится под напором внешних и внутренних причин.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!