В ноябре чиновники сохранили ЗВР, перечислив кредиторам Беларуси рекордно малую сумму денег. Как дела будут обстоять в зимние месяцы?
За ноябрь 2018 года правительство и Нацбанк выплатили по валютным долгам 150 млн USD. Сумма выплат в пользу кредиторов властей стала минимальной за последние 15 месяцев. Меньшие расходы были лишь в августе
Размер платежей Беларуси по валютным долгам упал примерно вдвое по сравнению с октябрем 2018 года (290 млн USD) и ноябрем
Также Нацбанк умудрился
Справиться с платежами в зимние месяцы будет гораздо сложнее. Так сложилось, что уже несколько лет подряд зимой Беларусь проходит через период пиковых выплат по валютным долгам.
Прошлой зимой общие платежи с декабря по февраль составили 2,4 млрд USD, из которых порядка 1,4 млрд USD выпало на январь. В январе главной выплатой властей стало погашение евробондов 2011 года.
В начавшуюся зиму закрытие основного долга по евробондам нам не угрожает, но есть и другие расходы. Например, только по внутренним валютным облигациям Минфина и Нацбанка (без учета купонов) за декабрь нужно погасить около 275 млн USD в эквиваленте, за январь — 151 млн USD, за февраль — 225 млн USD.
Совокупные траты за зиму по валютным облигациям НБРБ и МФ РБ превысят 650 млн USD. Если же брать в расчет купоны, то расходы будут еще больше — 700+ млн USD.
Среди других платежей в декабре можно выделить транш по старому кредиту ЕФСР — не менее 88 млн USD. Беларусь брала этот кредит в
По оценке banki24.by, минимальный размер валютных расходов властей за декабрь составит 400 млн USD. Максимально возможные траты подсчитывает сам Нацбанк: в декабре они могут достигнуть 661 млн USD, в январе—феврале — 1,1 млрд USD.
В целом за 2019 год выплаты Беларуси по госдолгу оцениваются в 3,9 млрд USD, по внешним долгам — не менее 4,6 млрд USD. Частично эти суммы пересекаются, но общую картину отражают неплохо.
При этом возможности властей по уплате долгов весьма ограниченны. Формально ЗВР Беларуси на 1 декабря были равны 7,4 млрд USD. Однако львиная доля резервов состоит из траншей кредиторов Беларуси. То есть деньги рано или поздно придется отдать обратно, да еще и с процентами.
Более точное представление о границах дозволенного дают так называемые чистые резервы — ЗВР за минусом годовых затрат по валютным долгам и золотого запаса. На 1 декабря такие резервы составляли менее 1,4 млрд USD — эквивалент чистого спроса на валютном рынке в декабре 2014 года.
Поэтому в 2019 году перед властями стоит сложная задача по сохранению резервов. И с высокой вероятностью достигать цель придется без компенсаций России по налоговому маневру.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!