2% – это все, что может выдать белорусская экономика. А будет еще меньше
Восстановительный рост ВВП Беларуси кончился. Власти фиксируют торможение экономики уже второй квартал подряд. Чего белорусам ждать дальше?
Раз в квартал Нацбанк оценивает фактические значения экономических переменных и степень их отклонения от равновесных. В число таких переменных НБРБ включает инфляцию, объем выпуска (ВВП), уровень процентных ставок и реальный курс белорусского рубля.
По расчетам Нацбанка, потребительские цены в Беларуси в третьем квартале к такому же периоду 2017 года увеличились на 5,6%. Годовая инфляция во втором квартале была намного ниже — 4,1%.
Поэтому в НБРБ справедливо отмечают ускорение инфляционных процессов в Беларуси. Причем ускорение инфляции идет как за счет регулируемых государством цен и тарифов, так и за счет рыночных.
Особенно быстро
Дополнительно в Нацбанке посчитали годовую инфляцию за исключением сезонных факторов. За третий квартал сезонно сглаженные цены выросли на 6,8% (против 3,7% кварталом ранее). Такой большой инфляции в Беларуси не было со второго квартала 2017 года.
По первой оценке НБРБ, ВВП Беларуси за третий квартал вырос на 2,3%. Это гораздо хуже, чем в первом и втором кварталах. Тогда белорусская экономика увеличивалась на 5,2% и 3,9% соответственно. Таким образом, замедление экономики идет уже 2 квартала подряд.
В четвертом квартале 2017 года наблюдались высокие темпы экономического роста. Поэтому
В пользу негативной динамики ВВП говорит закрытие отрицательного разрыва выпуска. Отрицательный разрыв выпуска наблюдался на протяжении
В третьем квартале разрыв выпуска окончательно обнулился. Это значит, что без структурных реформ даже сохранение прироста ВВП выше 2% возможно лишь за счет искусственного стимулирования экономики или невероятно крутого изменения внешней конъюнктуры в позитивную сторону. Если правительству Беларуси не повезет с ценами на нефть, то в первом квартале 2019 года будет рецессия — темпы роста ВВП станут отрицательными.
Исправлять положение за счет смягчения
Впервые за несколько лет стал положительным разрыв реального эффективного курса белорусского рубля. Положительный разрыв значит, что белорусский рубль переоценен к валютам стран внешнеторговых партнеров. Такая переоцененность угнетает экспорт и стимулирует импорт — дыра в платежном балансе увеличивается. В исторической ретроспективе периоды переоцененности белорусского рубля как правило заканчивались его девальвацией.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!