Правительство продолжает упорствовать, что экономика Беларуси в 2019 году может вырасти на 4%. Объясняем, в чем порочна номенклатурная логика чиновников.
Еще летом новый состав правительства «скорректировал» официальный прогноз по росту ВВП в целевом сценарии — с 4,1% до 4%. Объяснение такой корректировке было дано фантастическое: потому что ниже нельзя, тогда не выполняется экономическая программа на текущее пятилетие.
В общем, задачу в целевом варианте было предложено решать от ответа, с подгонкой условий под требуемый результат. Это хорошо заметно по изменению ориентира в так называемом базовом сценарии экономического развития. Ожидаемый рост ВВП в этом сценарии укоротили аж на 0,7 п.п. — до 2,1%.
Известно, что целевой сценарий исходит из стоимости Urals в 65 USD за баррель. На первый взгляд, такая оценка является консервативной. Ведь по данным Минфина России за 10 месяцев 2018 года средняя цена на российскую нефть Urals составила 71,55 USD. Но вот незадача: с начала октября по середину ноября котировки индикативного сорта Brent обвалились с 85 до 67 USD за баррель.
Есть еще один неприятный момент. Несмотря на вытеснение Ирана с нефтяного рынка под санкциями США, по прогнозам отраслевых аналитиков в 2019 году нефтедобывающие державы столкнутся с дефицитом покупателей на их товар. Другими словами, предложение на рынке впервые за долгое время превысит спрос. Что происходит с ценами на товар, который имеется в избытке, думаем, пояснять не надо.
Казалось бы, что с того Беларуси? Ведь мы добываем нефть в мизерных количествах. Ее не хватает даже для покрытия потребностей страны и она не перерабатывается на нефтепродукты, а сразу идет на экспорт в Германию.
Правда в том, что на самом деле Беларусь плотно сидит на сырьевой игле и является нефтяной державой, но второго порядка. Благодаря отсутствию экспортных пошлин внутри Евразийского союза наши НПЗ получают нефть по цене за минусом этой самой пошлины. Дешевизна сырья позволяет Нафтану и Мозырскому НПЗ иметь бóльшую маржу при поставках нефтепродуктов на внешние рынки, чем могут себе позволить европейские заводы.
Однако каждая счастливая сказка имеет свой конец. Конец белорусскому нефтяному «офшору» придет в период с 2019 по 2024 годы. За это время Россия завершит налоговый маневр, суть которого заключается в одновременном повышении налога на добычу нефти и снижении ставки экспортной пошлины. В конечном итоге стоимость сырья для Беларуси сравняется с мировой.
Если Нафтан и Мозырский НПЗ к тому времени не завершат модернизацию, они останутся в глубоко проигрышной позиции. Актуальная глубина переработки нефти не позволяет белорусам бороться на равных и выигрывать конкуренцию за потребителей у большинства европейских и части российских заводов.
В негативном сценарии наши НПЗ начнут приносить убытки из года в год и постепенно обанкротятся. Для экономики Витебской области выпадение Нафтана со смежниками значит потерю до половины промышленного производства. Мозырский район и Новополоцк из
Но это все среднесрочная перспектива, а что в ближайшей?
В силу высокой зависимости белорусской экономики от цен на нефть негатив на сырьевом рынке ведет за собой девальвацию белорусского рубля, разгон инфляции, падение реальных доходов населения и рост безработицы.
Понятно, что в таких условиях ожидание бурного роста экономики по сбываемости равносильно вероятности попасть под ливень в пустыне. Скорее реализуется сценарий анемичного роста за счет циклических факторов. Это примерно те самые 2%, которые правительство напланировало в базовом варианте. Отставание Беларуси от стран Центральной и Восточной Европы продолжит нарастать.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!