Беларусь собирает скудный урожай. Будет ли в стране голод?
Снова в Беларуси идет уборочная страда и опять власти запугивают население жесточайшей трудовой мобилизацией. Разбираемся, что происходит на самом деле.
Уборочная кампания в Беларуси перешла экватор и клонится к своему завершению. На утро 5 августа доблестные аграрии скосили 58,5% уборочной площади зерновых и зернобобовых культур. Год назад на ту же дату
За время
Относительно раннее начало уборочной кампании связано с различными погодными условиями. В прошлом году весна была холоднее нормы и затяжная. Не сильно теплой выдалась и первая половина лета. В этом году климатическая весна продлилась всего пару недель, после чего в мае по оценкам синоптиков установилась летняя погода.
Отличался и уровень осадков. В 2018 году весна и начало лета были суше, чем в
По расчетам Минсельхозпрода Беларуси к началу июля погибло около 5% посевов, а еще 15% было повреждено. Тогда в аграрном министерстве подчеркивали, что ситуация
По факту в 2018 году мы наблюдаем существенное падение урожайности. Оперативка Минсельхозпрода сообщает, что урожайность сократилась с 34,8 до 28 центнеров с гектара. В процентах это дает снижение вала по урожаю примерно на 19,5%.
Как говорилось выше, сроки уборочных в 2017 и 2018 годах не совпадают. Поэтому итоговые цифры еще могут плясать друг около друга. Впрочем, магистральный тренд ясен: зерна в текущем году будет заметно меньше, чем в прошлом.
Особо пострадали Гродненская и Гомельская области. В первой урожайность упала с 44 до 30 ц/га (на 32%), во второй — с 28,9 до 20,2 ц/га (на 30%).
Оценить ожидаемый хлебный каравай можно уже сегодня. Мониторинг banki24.by показывает, что при отсутствии приписок на излете уборочной Беларусь выходит на 6 млн тонн зерновых и зернобобовых.
6 млн тонн — это много или мало? Давайте сравним с урожаями предыдущих лет.
По официальным данным, валовой сбор зерновых и зернобобовых за 2017 год составил 7,6 млн тонн при урожайности 33 ц/га, в
Из госстатистики выходит, что такого низкого урожая в сельхозорганизациях, какой прогнозируется в 2018 году, в Беларуси не было с 2006 года.
Что стало причиной печальной ситуации в 2018 году?
Ответ таков: кроме засухи на снижение урожая значительно повлияло резкое сокращение внесения минеральных удобрений.
Дело в том, что прежде минеральные удобрения массово закупались сельхозниками за счет бюджетных займов и льготных госкредитов. Линия на сворачивание госкредитования ударила по способности хозяйств закупать калийные, фосфорные и азотные удобрения.
В результате с 2010 по 2017 год внесение удобрений упало почти вдвое. В 2018 году внесли чуть больше, чем в
Значит ли это, что Беларусь бросит все ресурсы на покупку импортного зерна для избежания голода?
Нет, не значит. На выпечку хлеба в нашей стране идет малая доля ржи и пшеницы, а основную массу зерновых пускают на корм скоту. Данная пропорция сложилась естественным образом, так как качество большей части зерна не отвечает высоким стандартам хлебопечения.
Беларусь регулярно закупает за границей пшеницу, из которой делают хорошие макароны и хлебобулочные изделия. У нас такая пшеница «твердых» сортов просто не вызревает по климату. Примерно то же касается и ячменя. Например, в 2017 году Беларусь импортировала 140 тысяч тонн пшеницы за 19,9 млн USD и 106 тысяч тонн ячменя за 21,4 млн USD.
В общем, вопить «все пропало» еще рано. Дефицит зерна может ударить разве что по рациону скота. Да и то пока неизвестен урожай кукурузы. Возможно, теперь хозяйства перестанут оставлять «лишнюю» кукурузу на полях неубранной.
Главная проблема белорусского сельского хозяйства лежит глубже, чем урожаи и неурожаи. Бывшие колхозы и совхозы тотально нежизнеспособны в рыночной экономике, а власти не собираются это менять и откладывают реформы как можно дальше.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!