20 июня в НБРБ сообщили о снижении ставки рефинансирования до рекордно низкого значения. banki24.by разбирались, какие мотивы двигали регулятором.
С 27 июня ставка рефинансирования Нацбанк упадет до исторически низкой величины – 10% годовых. Такой малой ставка рефинансирования была лишь дважды, по несколько месяцев в конце 2000-ых гг.
Ниже 10% ключевая ставка НБРБ не была ни разу в суверенной истории Беларуси. Всякий раз поход ставки рефинансирования к однозначной величине обрывали экономические кризисы.
Решение о снижении ставки рефинансирования было принято на квартальном заседании правления Нацбанка. Что же привело руководство регулятора к мысли опустить ключевую ставку до 10%? Ведь всего неделю зампред правления НБРБ Сергей Калечиц комментировал, что власти ищут резервы, чтобы снизить ставку рефинансирования хотя бы 10-10,25%, да и то к концу года.
Похоже, за это короткое время что-то переменилось в настроениях и главный банк страны решил смягчать монетарную политику гораздо более решительно. В качестве удобного аргумента можно назвать корректировку прогноза по инфляции в сторону замедления роста цен.
Калечиц говорил об удержании инфляции в пределах 6%, однако сейчас ожидания правления сместились в область 5,5%. Такую инфляцию НБРБ видит на конец 2018 года. Также Нацбанк ждет уменьшение инфляционных ожиданий и нормализацию роста широкой денежной массы.
Возможно и то, что Калечиц (как и его коллега Мирончик) просто отличаются более консервативной позицией, чем остальные руководящие и направляющие силы в Нацбанке. Так, еще в январе начальник главного управления монетарной политики и экономического анализа НБРБ Дмитрий Мурин допускал уменьшение ставки рефинансирования до 9,5-10,5%.
Снижение ставки рефинансирования до того или иного значения Мурин связывал с влиянием конъюнктуры. И надо сказать, что на тот момент мнение Мурина совпадало с оценками самого влиятельного человека в Нацбанке – Павла Каллаура.
Нельзя исключать, что при наличии разногласий у членов правления правом решающего голоса мог воспользоваться глава НБРБ. Если его установки за полгода не изменились, то понятно, кто несет львиную долю ответственности за июньский ставкопад. Впрочем, председатель правления и так отвечает головой за все действия и даже бездействие регулятора. Так что Каллауру не привыкать тянуть вожжи на себя – главное в итоге не промахнуться.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!