Теряем контроль? Инфляция в Беларуси вырывается из прописанных рамок
На днях Белстат отчитался о росте потребительских цен за первый квартал 2018 года. banki24.by проанализировали официальные данные и увидели в них нарастание рисков.
Второй месяц подряд рост цен в Беларуси опережает показатели за сопоставимые месяцы 2017 года. В прошлом году все было ровно наоборот: месячная инфляция замедлялась по отношению к 2016 году.
В результате ускорения помесячного роста цен инфляция в годовом выражении тоже начала увеличиваться. Абсолютный минимум годовой инфляции за всю историю суверенной Беларуси был достигнут в январе 2018 года — 4,5%. Но уже с февраля цены пошли в гору: в конце зимы инфляция разогналась до 4,9%, в марте — до 5,4%.
Кстати, месяц тому назад Нацбанк ожидал, что годовая инфляция в
В основных направлениях
Помимо главной цели власти утвердили еще и промежуточные ориентиры. Согласно графику от Совмина инфляция за первый квартал прогнозировалась на уровне 2,7%. Фактический рост цен за 3 месяца составил 2,5%, что вроде бы неплохо, в планы укладываемся.
Вот только есть в благостных официальных прогнозах по инфляции одна закавыка. Ограничивать годовую инфляцию 6% предстоит на стремительно падающей базе сопоставления по 2017 году. Судите сами: в
Понятно, что период основного разгона инфляции по сезону уже почти минул. Однако о том, что на пути к росту цен в 6% у властей будут немалые проблемы, сигнализирует динамика базовой инфляции.
Базовой называется инфляция, очищенная от эффектов повышения либо падения цен на плодоовощную продукцию, а также от влияния госрегулирования. В отличие от 2017 года, базовая инфляция не замедляется, а ускоряется. С минимума в
Базовая инфляция отображает реакцию экономики на оживление потребительского спроса — накачку зарплат и кредитование населения. На первый взгляд кажется, что ничего особенного не произошло. Но у нас весьма специфичная страна: государство управляет ценами на 20% позиций сводной инфляции по Белстату.
В последнее время Нацбанк довольно эффективно укрощал ту часть инфляции, которая формируется в рынке. А вот МАРТ и остальные госорганы успехами в борьбе с инфляцией отнюдь не блистали.
Имея возможность управлять ценами и тарифами в ручном режиме, чиновники пришли к тому, что 20% позиций с госрегулированием стали обеспечивать до 40–50% общей инфляции. При этом либерализации цен по заветам МВФ не случилось. Наоборот, госаппарат умудрился сохранить косное регулирование и получить от этого максимум негатива.
Теперь, чтобы исполнить взятые на себя обязательства, власти будут решать две задачи: с одной стороны, наращивать спрос, чтобы давать рост ВВП, с другой стороны — выкручивать руки госмонополиям и неформально давить на остальную часть экономики. Любопытно, как чиновники согласуют эту пару противоположных целей. Особенно интересно, что будет, если придется разгребать последствия девальвации.