Научены горьким опытом. Власти Беларуси страхуются от девальвации
Получив бешеные деньги от выпуска евробондов и ЕФСР, белорусские власти тут же бросили их в горнило ЗВР. С учетом рекордного вздутия активной денежной массы резервы будут удерживаться на достигнутых отметках любой ценой. banki24.by прикинули, куда уйдет курс доллара, если население и предприятия запаникуют.
Сначала поясним одну важную вещь. Кроме ЗВР у властей есть валютные активы, находящиеся вне официальных резервов. Как показывает практика, эти валютные активы довольно легко путешествуют как внутрь ЗВР, так и вовне.
По сути, разница состоит только в том, в каких банках содержатся активы. Валютные активы в составе ЗВР власти хранят в банках с высоким рейтингом, но низким уровнем оплаты за размещение. Прочие валютные активы находятся в банках с низким рейтингом, но с высокой доходностью от размещения средств.
На 1 августа в ЗВР были включены 6 665 млн USD валютных активов. На ту же дату за пределами ЗВР висели 696,3 млн USD. Таким образом, вся валютная ликвидность, доступная властям на пожарный случай, была равна 7 361 млн USD.
Если соотнести эту сумму с объемом рублевой денежной массы, расчетный курс
На 1 июля расчеты давали гипотетический курс в 1,69 BYN за 1 USD. Курс, посчитанный через отношение ЗВР к рублевой денежной массе, тоже получается низким — 1,87 BYN за 1 USD на 1 июля и 1,75 BYN за 1 USD на 1 августа.
В общем, прикидки по доступным данным показывают, что в ближайшее время опасаться за
Во многом благодаря запихиванию валюты в резервы рейтинговое агентство Fitch изменило прогноз по рейтингу Беларуси со «стабильного» на «позитивный». И это понятно: за счет золотого дождя, который пролился на власти в конце июня, вопрос по долговым выплатам закрыт на ближайшие несколько кварталов.
Пока все хорошо. А что будет, если население и предприятия забеспокоятся и начнут предъявлять повышенный спрос на валюту? Ведь для удовлетворения этого спроса власти будут вынуждены расходовать свои резервы.
Чтобы оценить, куда может свалиться курс, можно использовать такой показатель, как чистые иностранные активы НБРБ. Он представляет собой валютные активы Нацбанка за минусом его обязательств.
Если предположить, что в связи с ухудшением положения в экономике кредиторы НБРБ потребуют вернуть долги, то на 1 августа у Нацбанка осталось бы 5 465 млн USD чистых активов. Простейшие вычисления по денежной массе показывают, что курс мог бы подняться до 2,13 BYN за 1 USD.
В составе иностранных активов НБРБ есть монетарное золото. Исключив его сумму, получим, что на 1 августа «панический» курс мог бы сложиться около 2,89 BYN за 1 USD.
Естественно, что такие оценки не претендуют на абсолютную точность. Однако они хотя бы дают представление, в каком направлении вероятно развитие ситуации в случае внешнего или внутреннего шока.
Что касается августа, то негатива практически точно ждать не следует. По оценке НБРБ, валовые затраты валютных активов за месяц составят 359,3 млн USD, чистые затраты — 274,7 млн USD. С этими расходами белорусские власти справятся даже без поступления госкредита от правительства России.