Несмотря на имевшиеся резоны, правительство и Нацбанк закачали в ЗВР всю валюту, которая поступила в Беларусь за июнь. Тем самым они довели объем резервов до отметки 6,5 млрд USD. А ведь по матрице ЕФСР требовалось достичь 5,3 млрд USD, да и то к 1 октября. Насколько оправданной была вся эта возня с резервами?
Начнем с того, что рост ЗВР к 1 июля был обеспечен одной статьей — резервные активы в иностранной валюте. Таковых за месяц привалило на 1 967 млн USD. По сравнению с 1 июня рост этого вида резервов составил 83,8%.
Сумма в 1 967 млн USD — это больше, чем Беларусь привлекла от выпуска евробондов и от получения
Ответ следующий: как и в апреле, власти провернули нехитрую вещь. Почти до нуля была опустошена такая статья, как прочие активы. Таких активов на 1 июня насчитывалось 493,3 млн USD, а на 1 июля стало 4,6 млн USD. Аналогично события развивались между 1 апреля и 1 мая: было 644,5 млн USD, стало — 16,5 млн USD.
Главной подстатьей там является строка «активы в форме РЕПО». РЕПО — это сделка, при которой ценные бумаги продаются и одновременно заключается соглашение об их выкупе по заранее оговоренной цене.
На 1 июня активов в форме РЕПО было 486,6 млн USD. Данные на 1 июля пока неизвестны, но практически на 100% они сократились в десятки раз. По крайней мере, так было в апреле: на 1 апреля активы в форме РЕПО были равны 637,7 млн USD, на 1 мая составили 13,2 млн USD.
В статистике об иностранных активах Нацбанка активы в форме РЕПО отображаются как кредиты, резервы в иностранной валюте — как депозиты. Соответственно, эти строки в балансе НБРБ при перетасовках внутри ЗВР находятся в протифазе: когда растет одна, то снижается другая. Не исключено, что к 1 августа власти опять сделают рокировку.
Резервы в виде монетарного золота упали на 158,4 млн USD. Мы уже считали, что за счет изменения цен на золото, данная статья должна была усохнуть на 35,6 млн USD. Поэтому остальную часть падения обеспечила либо прямая продажа золота, либо его временный вывод из состава ЗВР. Так как с 1 июля НБРБ закрыл статистику по ЗВР в национальном определении, что конкретно сделали власти, мы узнаем лишь в конце недели.
И наконец предположим, зачем правительство и Нацбанк к 1 июля впихнули в ЗВР все что только возможно. Не надо забывать, что во
Сейчас власти страны рассчитывают на получение госкредита правительства России. По версии белорусского Минфина, это даст около 700 млн USD в июле или августе. Кроме того, в графике кредита ЕФСР на 2017 год до сих пор есть получение Беларусью 2 траншей — по 200 млн USD каждый.
НБРБ продолжит рефинансировать свой долг перед держателями облигаций. На
За счет названных выше источников власти с высокой вероятностью и собираются удерживать ЗВР не ниже 6,5 млрд USD. По нашему мнению, это было бы логичнее, чем растрата ЗВР назад к 5,3–5,4 млрд USD. Возможно, что под увеличенные объемы резервов будет скорректирована и матрица к кредиту ЕФСР.