USD нал EUR нал
3,0130 / 3,0170 3,3800 / 3,3850
Курсы валют Нацбанка РБ
18 мая19 мая
1 USD 3,0099 3,0134 +0,0035
1 EUR 3,3722 3,3748 +0,0026
100 RUB 3,7282 3,7156 −0,0126
10 PLN 7,9505 7,9504 −0,0001
10 CNY 4,1615 4,1521 −0,0094

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
18 мая19 мая
USD 80,7689 80,7689 +0,0000
EUR 90,7062 90,7062 +0,0000
BYN 26,8032 26,8032 +0,0000
PLN 21,3375 21,3375 +0,0000
CNY 11,1593 11,1593 +0,0000

все курсы валют

Кредит МВФ отложен в очень долгий ящик. Неужели это конец?

30 июня замглавы Минфина Максим Ермолович наконец признал давно очевидное. Переговоры с МВФ зашли в тупик. Кто же стал виновником срыва новой программы с фондом?

Текущее состояние переговоров замминистра финансов дипломатично назвал «паузой». По сути, взаимодействие между властями Беларуси и МВФ откатилось к техническим консультациям и периодическим командировкам туда-сюда через океан.

Правительство и Нацбанк уже давненько сообщают об итогах миссий фонда крайне скупо. Ибо реально предъявить на суд общественности нечего.

Ключевыми для Минфина направлениями сотрудничества с МВФ Ермолович назвал разработку «планов семинаров, направленных на выработку решений» и выработку неких предложений по законодательству и статистике. В переводе с чиновояза на обычную речь это значит перекладывание бумажек в ожидании будущей активности.

В чем причина такой пассивности властей в отношениях с МВФ? Ответ лежит буквально на поверхности. В июне на Беларусь пролился золотой дождь из 1,7 млрд USD. Если все эти деньги будут включены в ЗВР, то на 1 июля они с огромным запасом превысят 6 млрд USD. Впрочем, планку в 6 млрд USD можно взять, используя лишь часть поступившей в страну валюты.

К тому же Ермолович добавил, что уже в июле—августе Беларусь рассчитывает на «фактическое получение» 700 млн USD по кредиту правительства РФ. Двусторонние переговоры, со слова Ермоловича, идут в стандартном режиме и без сбоев.

В общем, как не прикидывай, а заемной валюты правительству и Нацбанку до конца года хватит с избытком. Тут бы порог безопасности по госдолгу не превысить таким лихим наскоком.

С другой стороны, по госдолгу есть формальная лазейка. Летом активно готовится к утверждению среднесрочная финансовая программа на 2018—2020 гг. Она заменит собой программу на 2017—2019 гг. Ничего не стоит взять и переписать лимит по госдолгу с нынешних 45%, скажем, до 50–55% ВВП. Бумага гарантированно стерпит.

Видимо, в правительственных кругах посчитали, что ситуация 2017 года со слабым ростом экономики принципиально отличается от положения властей в 2016 году, когда была рецессия. По целевому варианту прогноза на 2018 год ВВП так и вовсе вырастет на 3%.

На первый взгляд может быть и так. Но на поверку страна остается чрезвычайно зависимой от внешней подпитки. По прогнозу рейтингового агентства Moody’s платежи Беларуси по внешнему долгу вплоть до 2023 года будут составлять по 3 млрд USD ежегодно. При таком развитии событий рано или поздно власти страны все равно обратятся в сторону МВФ с протянутой рукой. И далеко не факт, что положение в экономике тогда будет лучше, чем сейчас.

2017-07-03