К началу лета власти были просто обязаны поднять планку ЗВР до 5,2 млрд USD. Это предусмотрено матрицей мер, которую подписали власти по кредиту ЕФСР. Удалось ли им это в мае?
Начнем с того, что ЗВР по методике МВФ составили на 1 мая 5 109 млн USD. Это само по себе очень близко к заветной границе.
ЗВР в национальном определении на ту же дату были равны 5 673 млн USD. Причем в резервы по белорусской методике Нацбанк включал золото на счетах в банках с рейтингом ниже первоклассных — на сумму 122,5 млн USD.
Цены на золото между отчетными датами 1 мая и 1 июня практически не изменились. Поэтому НБРБ мог нарастить ЗВР в определении МВФ просто за счет перемещения этого золота в первоклассные банки.
В последний раз власти обнуляли золото в прочих банках 1 января. К 1 февраля НБРБ все открутил назад и вернул прочее золото в состав национальных ЗВР. Не стоит исключать такие телодвижения и в мае—июне.
Кроме того, ЗВР по международной и внутренней методике отличались по суммам активов в валюте. В составе ЗВР по версии МВФ на 1 мая их было 2 822 млн USD, по версии властей — 3 140 млн USD. Это еще один потенциальный загашник властей для поддержания ЗВР на приемлемом уровне.
Большие различия сохраняются по статье «прочие активы». В национальных ЗВР на 1 мая таких активов было 526,3 млн USD, в международных — лишь 16,5 млн USD. Судя по майскому прогнозу валютной ликвидности, эта разница могла перетечь в ЗВР по методике МВФ как раз в мае.
Таким образом, в мае только за счет перетасовки активов между определениями власти могли играть суммами до 1 млрд USD. А теперь обратимся к затратам валюты из закромов НБРБ и Минфина.
Чистые затраты валюты на май по оценке НБРБ составляли 513,3 млн USD. Год назад расчетные затраты были равны 502,8 млн USD. При этом с 1 мая по 1 июня 2016 года ЗВР по методике МВФ выросли на 43,2 млн USD.
В мае Нацбанку и Минфину предстояло выплатить очередную порцию валютного долга — 89,8 млн USD для НБРБ и 23,6 млн USD и 275 млн EUR для Минфина. Интересно, что поведение ведомств на рынке новых заимствований кардинально отличалось.
Если НБРБ разместил валютные облигации на 175 млн USD, то Минфин не предлагал свои ценные бумаги ни на бирже, ни по договорам. Старые выпуски валютных облигаций Минфина были распроданы еще в апреле, новые начнут размещаться с 5 июня.
Откуда тогда Минфин взял деньги для погашения долга за май? Тем более, что 275 млн EUR представляли собой единый выпуск облигаций, погашение которого было намечено на 29 мая. Да и Нацбанк брал далеко не всю валюту на своих аукционах, предпочитая опускать ставки по новым займам.
Дело в том, что 4 года назад этот огромный выпуск облигаций Минфина выкупил государственный Беларусбанк. Поэтому власти могли пойти несколькими путями: либо рефинансировать долг, либо изъять валюту из госбанка чуть позже или в другой форме. В любом случае стабильности ЗВР при имеющихся зазорах на риск это не угрожало.
31 мая, анонсируя падение процентных ставок, НБРБ намекнул, что внутренний рынок остался донором валюты для банков. После выплаты квартальных налогов предприятия вряд ли перекачали часть валюты банкам. А вот население могло принести банкам около 200 млн USD в эквиваленте.
В белорусский бюджет поступали пошлины от экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений. За май их вместе взятых могло набежать на 120–130 млн USD.
В общем, в мае власти имели на руках все карты, чтобы довести ЗВР до требуемой ЕФСР величины. При определенных усилиях отметку 5,2 млрд USD можно было и превысить.