Недавно Нацбанк Беларуси поделился с широкой публикой информацией о динамике рублевых депозитов населения. Наблюдатели и прочие заинтересованные лица тут же наперебой стали делать из нее выводы, которые стоит назвать весьма спорными.
К примеру, сумма срочных депозитов граждан за март увеличилась всего на 0,7%. По данным НБРБ известно, что в марте на срочные рублевые вклады были начислены проценты в среднем по 15,8% годовых.
Если исключить влияние начисленных процентов из роста суммы вкладов населения, то окажется, что они уменьшились на 0,6%. Такого «очищенного» от воздействия капитализации падения вкладов физических лиц не наблюдалось с июня 2016 года.
Конечно, можно объявить подобное поведение граждан сломом тренда. Мол, ставки по рублевым вкладам наконец перестали устраивать народ. И в самом деле, средняя ставка по новым срочным депозитам физлиц в рублях в марте 2017 года составила 10,9% годовых. Прямо скажем, не то, что раньше — жить как рантье явно трудновато.
Однако год назад, в
Кстати, падение величины срочных вкладов населения со срезанной капитализацией отмечалось вплоть по июнь 2016 года. Небольшой рост был зафиксирован в
В этой связи вряд ли поведение рублевых вкладчиков в марте 2017 года было таким уж рациональным, как его описывают некоторые источники. Тем более, что в пользу «иррациональности» есть сразу несколько соображений.
Так вот, используя сведения об усредненных суммах рублевых депозитов граждан в феврале и марте, получаем, что даже со снятой капитализацией объем вкладов мог увеличиться
Также следует помнить, что крупнейшие банки, которые имеют развитую сеть отделений по стране, концентрируют свыше 80% всех срочных рублевых депозитов физлиц. Вкладчики средних и мелких банков с отделениями разве что в Минске и областных центрах держат в валюте около 90% своих сбережений.
Выходит, что массу рублевых вкладчиков слагает элемент из глубокой провинции. Столичные игроки на высоких процентах важны, но они способны определять лишь некие точечные изменения. Тектонические сдвиги в структуре и динамике рублевых депозитов дают рядовые граждане. Последний мощный сдвиг наблюдался
В общем, побудить бабушку из агрогородка или отца семейства из райцентра на активные действия по изъятию вклада из системы — сложная задача. Но если такое происходит, то в огромных масштабах.
Иными словами, пока рано говорить, что описанная категория депозитного люда дошла до точки и начала сгребать последнюю трудовую копейку из банков. Поэтому беспокойные сообщения о развороте на рынке рублевых вкладов скорее выглядят фальстартом, чем обоснованным предвидением.