Нацбанк обновил статистику по денежной массе и золотовалютным резервам. Banki24.by использовали данные НБРБ, чтобы оценить близость курса белорусского рубля относительно доллара к условно равновесному диапазону значений.
Как и в прошлом месяце, banki24.by применили максимально простой критерий для оценки «равновесности» номинального курса — соотношение объема ЗВР и рублевой денежной массы. В качестве числителя дроби выступил агрегат М2* (рублевая денежная масса), знаменателя — ЗВР в определении МВФ и по национальной методике.
Мы используем не только ЗВР в международном определении, но и в белорусском, так как на практике активы из состава первого легко перетекают между отчетными датами во второе и наоборот. Это указывает, что качество активов в различных определениях ЗВР отличается лишь формально, а именно по рейтингу финансовых организаций, в которых временно размещены ресурсы.
ЗВР в международном определении, как и предсказывали banki24.by, на 1 марта превысили психологически важную отметку и достигли 5 022 млн USD. ЗВР по национальной методологии также выросли за месяц и составили 5 608 млн USD. Рублевая денежная масса после традиционного январского сжатия снова выросла и сложилась на уровне 10 544 млн BYN.
Диапазон условно равновесного курса белорусского рубля к доллару, вычисленный через соотношение М2* и ЗВР, на 1 марта 2017 года составил 1,88–2,10 BYN за 1 USD. Фактический официальный курс на ту же отчетную дату был равен 1,8818 BYN за 1 USD, что вплотную подходит к нижней границе «равновесного» диапазона.
Близкие результаты можно получить, сопоставив среднемесячную рублевую денежную массу за февраль и ЗВР в международном и национальном определениях. В первом случае расчетный курс окажется равным 2,09–2,10 BYN за 1 USD, во втором — 1,90–1,91 BYN за 1 USD.
Средний официальный курс белорусского рубля к доллару за
При текущей конъюнктуре на рынке нефтепродуктов и калийных удобрений и состоянии белорусской экономики потенциал ослабления белорусского рубля к доллару исчерпывается единицами процентов. Существенные подвижки по курсу может вызвать падение цен на нефть до 40–45 USD за баррель.
Теоретически вызвать ослабление российского рубля, а следом — и белорусского могут решения, озвученные на мартовских заседаниях ФРС США и российского Центробанка. Если в ФРС высказываются в пользу повышения учетной ставки на 25 базисных пунктов, то поведение Банка России в области процентной политики более непредсказуемо.
Согласно матрице к кредиту ЕФСР перед властями Беларуси стоит задача добиться увеличения ЗВР в определении МВФ до 5,2 млрд USD к 1 июня 2017 года. При сохранении внешних условий, близких к сегодняшним, даже без выделения новых траншей кредита у правительства и Нацбанка есть все шансы взять этот рубеж.
Если допустить, что в марте—мае власти не будут заниматься накачкой зарплат и не расширят директивное кредитование, величина рублевой денежной массы вырастет очень умеренно, а при определенных обстоятельствах может и немного упасть. В данном случае диапазон расчетных равновесных курсов к лету останется в тех же пределах, что и на границе зимы и весны. Это означает, что нужды в девальвации к доллару опять не будет.