По оценке Нацбанка чистый расход валюты за счет резервов страны в феврале-2017 составлял 388,9 млн USD. Годом ранее траты валюты были равны 1 033 млн USD, то есть в 2,7 раза больше. Интересно, что даже в феврале 2016 года ЗВР по методологии МВФ выросли на 84,2 млн USD.
На валовой основе в феврале 2017 года Беларуси необходимо было погасить долг на сумму 514,9 млн USD. Нацбанк закрывал обязательства по валютным облигациям в объеме 175 млн USD, Минфин — 50,4 млн USD. Остальные долги, видимо, представляли собой текущие платежи по валютным госкредитам и займам, а также по гарантиям правительства.
Большую активность на рынке валютных заимствований за февраль развил НБРБ. Из 427,55 млн USD, привлеченных с начала года на аукционах по размещению облигаций, 334,25 млн USD регулятор добыл именно в феврале.
В меньших объемах продавались валютные облигации Минфина. По информации министерства за период с 1 января по 28 февраля 2017 года власти реализовали гособлигации на сумму 94,0 млн USD и 10,8 млн EUR, в том числе через биржу — на 92,1 млн USD и 9,8 млн EUR.
Отдельно за февраль Минфину удалось сбыть ценные бумаги на сумму около 35,4 млн USD в эквиваленте. Все они были проданы через биржу. Кстати, это значит, что в феврале трансформации корпоративного долга в валютный госдолг не отмечалось.
Традиционным источником валюты для властей и банков выступает внутренний рынок, а точнее — сдача наличной валюты населением. В феврале за счет операций с валютой населения банки могли получить примерно столько же «кэша», сколько и в декабре 2016 года и январе 2017 года — до 150–200 млн USD.
С 2017 года пошлина на экспорт калийных удобрений за пределы территории ЕАЭС вновь поднялась до 55 EUR за тонну. За январь Беларуськалий произвел около 960 млн тонн калийных удобрений в физическом весе. Если выпуск зимой удерживался на этом уровне, то за счет уплаты пошлин февральский бюджет мог пополниться примерно на 45 млн EUR.
В зависимости от ритмичности поставок российской нефти, размеров импорта сырья другого происхождения и объемов производства нефтепродуктов от перечисления пошлин на нефтепродукты бюджет мог получить 40–50 млн USD.
В течение февраля монетарное золото на мировом рынке в основном дорожало. Не тасуя активы в золоте из международного определения ЗВР в национальное (или наоборот), Нацбанк мог извлечь из роста цен на драгоценный металл до 50 млн USD. Если же «золотые» активы путешествовали из одного определения в другое, выгода могла корректироваться в большую либо меньшую сторону.
Наконец, к 1 февраля НБРБ хранил в банках с рейтингом ниже первоклассных активы на сумму 422,5 млн USD, из которых 197,3 млн USD представляли собой депозиты, 225,2 млн USD — депозиты в золоте. Этот резерв Нацбанк мог задействовать в сложной ситуации.
В общем, неких обстоятельств, чтобы показать спад ЗВР к предыдущей отчетной дате, в феврале у властей не было. При желании на 1 марта власти могли намеренно поднять резервы выше психологической отметки в 5 млрд USD.