Об этом говорят данные Нацбанка о состоянии денежной массы. Между 1 декабря и 1 января объем наличных рублей в обороте вырос на 147,7 млн BYN. Аналогичный всплеск отмечался в июне, когда наличности стало больше на 263,9 млн BYN.
Очевидно, что в обоих случаях это связано с началом и окончанием деноминации. В начале лета граждане и предприятия запасались старыми деньгами, в начале зимы — активно избавлялись от них. По состоянию на 1 февраля объем наличности в обороте скорее всего сократится (на 80–100 млн BYN).
В целом рублевая денежная масса в декабре выросла весьма незначительно — на 76,7 млн BYN против 1 085 млн BYN в ноябре. Напомним, на рубеже осени и зимы состоялись крупные операции властей по формированию уставного фонда Агентства по управлению активами.
Несмотря на постоянно падающие процентные ставки, снова возрос объем срочных рублевых депозитов населения. За декабрь их стало больше на 63,3 млн BYN, а за 10 месяцев, в течение которых идет непрерывный рост, — на 522 млн BYN.
Впрочем, по сравнению с историческим максимумом, достигнутым 1 июня 2015 года, сумма срочных вкладов граждан все еще отстает на 531,4 млн BYN. Таким образом, за март—декабрь 2016 года была компенсирована половина оттока, произошедшего за вторую половину 2015 — начало 2016 года.
Валютные депозиты физлиц ожидаемо продолжили сокращаться. В декабре срочных валютных вкладов населения стало на 22,6 млн USD меньше. Данное падение наблюдается уже 14 месяцев подряд. За этот период из банковской системы ушло 840,7 млн USD валютных депозитов граждан.
После пертурбаций октября и ноября нормализовалась динамика суммы средств на расчетных счетах в валюте у юрлиц. За декабрь она выросла на 30,8 млн USD.
Совокупно за 2016 год денежные агрегаты изменились следующим образом. Агрегат М0 (наличные деньги в обороте) стал больше на 25,8% (вызвано проведением деноминации). Агрегат М2* (рублевая денежная масса) увеличился на 19,4% — главным образом, за счет специфического роста в ноябре (см. выше про Агентство по управлению активами). Агрегат М3 (широкая денежная масса) возрос на 3,8% —
Расчетный курс белорусского рубля к доллару, определяемый через эквивалентность рублевой денежной массы и объема ЗВР, на 1 января 2017 года оказался в диапазоне 2,08–2,19. Этот курс очерчивает ориентир, которого должен жестко придерживаться центральный банк, реализуя политику currency board.
Однако на практике НБРБ ставит основной целью снижение инфляции через влияние на объемы денежных агрегатов. Поэтому оснований для существенного (свыше 10%) ослабления белорусского рубля к доллару пока не имеется.