В Беларуси в конце осени курс российского рубля отдалился от равновесного, но оснований для паники нет
Это следует из данных о динамике курсов белорусского рубля к валютам стран, которые являются торговыми партнерами Беларуси. По расчетам Нацбанка, за ноябрь белорусский рубль укрепился к российскому на 1,5% номинально и на 1,9% — с учетом инфляционных процессов в обоих государствах.
При выборе точки отсчета в декабре 2013 года накопленная переоцененность белорусского рубля по отношению к российскому составила около 3,4%. Если избрать в качестве точки отсчета июнь 2014 года, то курс белорусского рубля к российскому выглядел завышенным приблизительно на 1,0%.
Официальный среднемесячный курс за ноябрь 2016 года составил 3,0116 BYN за 100 RUB. Напомним, еще в октябре курс был равен 3,0568 BYN за 100 RUB. По разным оценкам, равновесный номинальный курс в ноябре мог бы составлять от 3,04 BYN за 100 RUB до 3,11 BYN за 100 RUB. Возможно, именно это стало одной из причин, почему НБРБ не препятствовал ослаблению белорусского рубля в декабре.
По состоянию на 26 декабря средний за месяц курс белорусского рубля по отношению к российскому едва не достиг отметки в 3,15 BYN за 100 RUB. Кстати, это значение номинального курса banki24.by ранее уже называли желательным с точки зрения поддержки экспортеров правительством.
За неполный месяц удешевление белорусского рубля в среднем составило 4,5%. Информация о декабрьском темпе роста потребительских цен в России и Беларуси пока недоступна. Однако, имея в виду масштаб ослабления белорусской валюты в декабре, можно утверждать, что по итогам месяца ее курс к российскому рублю снова вернется в коридор равновесных значений.
Что касается курса по отношению к доллару США, то для оценки его равновесности можно использовать правило жесткого соответствия между рублевой денежной массой и золотовалютными резервами. На практике Нацбанк не придерживается политики currency board и предпочитает таргетировать инфляцию. Вместе с тем, расчет равновесного курса через эквивалентность денежной массы и ЗВР позволяет узнать о наличии либо отсутствии даже незначительного девальвационного навеса.
Так, на 1 ноября официальный курс составил 1,9065 BYN за 1 USD. Курс, полученный при сопоставлении ЗВР в международном определении и рублевой денежной массы, на ту же дату оказался равен 2,00 BYN за 1 USD. Курс при соотнесении ЗВР по национальной методологии и агрегата М2 сложился на уровне 1,86 BYN за 1 USD. Как видим, официальный курс НБРБ очутился посередине между этими расчетными значениями, что указывает на отсутствие потенциала к значительной девальвации.
На 1 декабря официальный курс составил 1,9719 BYN за 1 USD, расчетные — 2,22 BYN за 1 USD и 2,02 BYN за 1 USD. На первый взгляд, здесь есть движение от состояния равновесия от переоцененности белорусского рубля. Однако стоит помнить о том, что на рубеже ноября и декабря власти проводили весьма специфические операции покупки неработающих кредитов банков Агентством по управлению активами. Влияние этих операций на объем рублевой денежной массы можно оценить почти на 600 млн BYN.
Со снятым эффектом скачка денежной массы расчетные курсы к 1 декабря составили бы 2,09 BYN за 1 USD и 1,91 BYN за 1 USD. С перерасчетом опять возвращаемся к ситуации, когда официальный курс находится внутри диапазона, который задан расчетными. О формировании в экономике массы необеспеченных рублей можно будет говорить лишь при условии, что власти продолжат фокусничать с денежными агрегатами на протяжении следующих нескольких месяцев.