Валюта становится нежелательным гостем в банковском секторе. Вместо этого финансисты предлагают людям альтернативу.
Активы банков страны в иностранных валютах сократились до 34,1%. Такое значение — многолетний минимум доли валюты в активах. За скользящий год (12 месяцев) удельный вес валютных активов упал на 4,5 п.п.
Это итог многолетней политики регулятора по дедолларизации системы. Раньше, в
Предпосылки к такому спаду доли валюты складываются самые благоприятные. Банковский сектор активно избавляется от валютных долгов за границей и наращивает собственные активы.
В 2026 году процессы девалютизации финансового сектора продолжатся. Регулятор ориентирует банки на расширение кредитования покупок товаров у белорусских производителей.
Естественно, что подобные потребительские кредиты будут выдаваться физлицам исключительно в BYN. Это еще больше расширит сферу применения белорусского рубля в нашей экономике и сузит сферу использования иностранных валют.
Также белорусский рубль расширит свои позиции благодаря покупкам валюты НБРБ на внутреннем рынке. Регулятор будет забирать «лишнюю» валюту из системы, выдавая взамен белорусские рубли.
К слову, этот процесс скупки валюты отчасти объясняет профицит ликвидности, который уже много недель подряд отмечается в банковском секторе. Ставки по
По сути, в сложившихся обстоятельствах должники в BYN берут деньги взаймы под отрицательные реальные ставки (меньше 0% годовых). Отечественных рублей полно на финансовом рынке и это метастабильное положение нацвалюты.
Так как доля иностранной валюты обвалилась к 34,1%, доля белорусского рубля в активах и пассивах сектора автоматически поднялась до 65,9%. При сохранении текущих трендов к концу 2026 года значимость BYN повысится до 70+%. Это позволит НБРБ более эффективно проводить