Курсы валют Нацбанка РБ
21 ноя22 ноя
1 USD 3,4007 3,4150 +0,0143
1 EUR 3,5895 3,5911 +0,0016
100 RUB 3,3954 3,3927 −0,0027
10 CNY 4,6935 4,7114 +0,0179
10 PLN 8,2716 8,2644 −0,0072

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Белорусы развернули покупки импорта

Многие бренды потеряли долю продаж на полках. Места в сердцах населения заняли товары из стран ЕАЭС и Китая.

Экономические сводки сообщили о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. Весной в РБ подытожили 1 квартал 2024 года.

Розничный товарооборот организаций торговли за 3 месяца составил 17,2 млрд BYN. На этом фоне продажи товаров белорусского производства в 1 квартале подобрались к 9,9 млрд BYN.

Удельный вес белорусской продукции в товарообороте сократился до 57,4%. Это значит, что доля отечественных товаров в продажах вернулась к падению после перерыва на 2023-й, если сравнивать ее с показателями в 1 кварталах 2013—2023 гг.

Сравните: в 2013 году удельный вес белорусской продукции достигал 70,9%. Затем в 2014 году он упал до 69,4%, в 2015-м — до 68,9%, в 2016-м — до 65,7%, в 2017-м — до 65,3%, в 2018-м — до 63,1%, в 2019-м — до 61,7%, в 2020-м — до 59,3%, в 2021-м — до 58,5%, в 2022-м — до 57,8%, но в 2023-м вырос до 60,6% (пo оценкам статорганов).

В течение ряда лет вес отечественных товаров в продажах непрерывно уменьшался. Это происходило несмотря на заявления об импортозамещении на потребительском рынке. Вроде бы в 2023 году наступил слом негативного тренда. Однако 2024 год вернул все на круги своя, прежний курс возобновился.

По классификации, принятой в синеокой, товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую — все остальные товары.

В обеих товарных группах в 1 квартале 2024 года зафиксировано уменьшение доли белорусской продукции. При этом в непродовольственной группе это происходило быстрее и в категории «не-еды» отечественные производители уступили главное положение на рынке.

За первые кварталы 2013—2022 гг. удельный вес белорусских продтоваров в продажах ритейла упал с 82,2% до 75,6%. Параллельно с этим по непродовольственной группе товаров доля отечественной продукции сократилась с 55,2% до 38,6%.

Казалось, прошлый год изменил вектор движения на противоположный. В 1 квартале 2023-го удельный вес продтоваров из Беларуси вырос до 77,0%, непродтоваров — до 41,7%. Но в январе—марте текущего года эти доли сократились до 76,2% и 37,6% соответственно.

Похоже, в дело активно вступили российские и китайские маркетплейсы, товары с которых пользуются большой популярностью у белорусов. Так, за 1 квартал 2024 года розничные продажи организаций в иностранной собственности взлетели на 19,4% год к году в сопоставимых ценах. В текущих ценах это рост на ≈26,2%. Основную массу товаров на виртуальных полках таких маркетплейсов составляет продукция из ЕАЭС (Россия, Казахстан и др.) и Китайской Народной Республики.

2024-05-22


Новости по теме: