USD нал EUR нал
3,2970 / 3,3000 3,5820 / 3,5830
Курсы валют Нацбанка РБ
29 окт30 окт
1 USD 3,3057 3,3127 +0,0070
1 EUR 3,5753 3,5838 +0,0085
100 RUB 3,4199 3,4204 +0,0005
10 CNY 4,6822 4,6752 −0,0070
10 PLN 8,2241 8,2310 +0,0069

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
29 окт30 окт
USD 97,2300 97,3261 +0,0961
EUR 105,2229 105,4375 +0,2146
BYN 29,4128 29,3797 −0,0331
CNY 13,6103 13,5954 −0,0149
PLN 24,1824 24,1798 −0,0026

все курсы валют

Реальные доходы казны падают по фискальным данным

Доходы консолидированного бюджета выросли в номинале, но сократились в реальном выражении. Это следует из статистики фискальных органов.

По итогам 8 месяцев 2022-го консолидированный бюджет собрал 23,1 млрд BYN доходов (в части платежей, которые контролируют налоговики). Номинальный рост поступлений в казну составил 6,1%.

Однако рост цен в секторах экономики, измеряемый дефлятором ВВП, превысил номинальную прибавку в доходах по МНС. С учетом роста цен за 8 месяцев к периоду 2021 года реальные доходы снизились на 9,4%.

Падение поступлений в реальном выражении наблюдалось в Минске и во всех областях, кроме Брестской. По Минску реальные доходы сократились к прошлому году на 8,6%, по Витебской области — на 15,0%, по Гомельской — на 15,2%, по Гродненской — на 19,6%, по Минской — на 3,9%, по Могилевской — на 9,4%.

По Брестской области реальные доходы по сводкам налоговиков выросли на 1,7%, номинальные — на 19,2%. В Витебской, Гомельской и Гродненской областях уменьшились даже номинальные доходы консолидированной казны (по части МНС) — на 0,4%, 0,6% и 5,8% соответственно.

Больше всех доходов налоговики увидели в консолидированной казне Минска — 11,5 млрд BYN за 8 месяцев (10,8 млрд BYN годом ранее). Удельный вес столицы вырос по сравнению с 2021 годом — с 49,6% до 50,0%.

В части республиканского бюджета налоговики проконтролировали поступление 8,848 млрд BYN, в части местных бюджетов — 14,229 млрд BYN. В 2022 году местные бюджеты наполняются лучше центральной казны: за 8 месяцев поступления в центр в номинале упали на 2,4%, а в местные выросли на 12,2% (-4,2% в реальном выражении).

Лучшая реакция местных бюджетов на кризис связана с устойчивостью основных доходных источников на этом уровне. В республиканской казне выше удельный вес налогов и сборов, поступление которых сильнее зависит от состояния внешней и внутренней конъюнктуры.

Например, подоходный налог с физлиц поступает в основном в местные бюджеты. При этом за 8 месяцев этот налог обеспечил 26,3% поступлений, контролируемых налоговиками (23,7% в 2021-м), что эквивалентно 6,043 млрд BYN.

Также подоходный налог хорошо собирается в 2022 году. В январе—августе 2022 года номинальный рост поступлений составил 17,5%, реальный — 0,2%.

В деньгах номинальный прирост по подоходному налогу достиг 899 млн BYN к 2021 году, тогда как по НДС — 561 млн BYN. Вместе 2 этих налога по сути сформировали всю прибавку доходов под контролем МНС.

По итогам 8 месяцев налоговики собрали НДС в сумме 6,927 млрд BYN (30,0% подконтрольных доходов казны). В номинале поступления выросли на 8,8%, в реальном выражении снизились на 7,2%.

Еще 2,884 млрд BYN (12,5% доходов) в налоговую казну принес налог на прибыль, а 1,741 млрд BYN (7,5% доходов) — акцизы. Оба источника уменьшились в номинале к прошлому году. По налогу на прибыль минус составил 1,5%, по акцизам — 22,1%.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2022-09-27


Новости по теме: