USD нал EUR нал
2,9090 / 2,9240 3,4060 / 3,4200
Курсы валют Нацбанка РБ
25 дек26 дек
1 USD 2,9127 2,9127 0,0000
1 EUR 3,4342 3,4342 0,0000
100 RUB 3,7094 3,7094 0,0000
10 PLN 8,1245 8,1245 0,0000
10 CNY 4,1423 4,1423 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
24 дек25 дек
USD 78,5850 78,4368 −0,1482
EUR 92,8137 92,4742 −0,3395
BYN 26,9801 26,9302 −0,0499
PLN 21,9217 21,8804 −0,0413
CNY 11,1497 11,1824 +0,0327

все курсы валют

Реальные доходы казны падают по фискальным данным

Доходы консолидированного бюджета выросли в номинале, но сократились в реальном выражении. Это следует из статистики фискальных органов.

По итогам 8 месяцев 2022-го консолидированный бюджет собрал 23,1 млрд BYN доходов (в части платежей, которые контролируют налоговики). Номинальный рост поступлений в казну составил 6,1%.

Однако рост цен в секторах экономики, измеряемый дефлятором ВВП, превысил номинальную прибавку в доходах по МНС. С учетом роста цен за 8 месяцев к периоду 2021 года реальные доходы снизились на 9,4%.

Падение поступлений в реальном выражении наблюдалось в Минске и во всех областях, кроме Брестской. По Минску реальные доходы сократились к прошлому году на 8,6%, по Витебской области — на 15,0%, по Гомельской — на 15,2%, по Гродненской — на 19,6%, по Минской — на 3,9%, по Могилевской — на 9,4%.

По Брестской области реальные доходы по сводкам налоговиков выросли на 1,7%, номинальные — на 19,2%. В Витебской, Гомельской и Гродненской областях уменьшились даже номинальные доходы консолидированной казны (по части МНС) — на 0,4%, 0,6% и 5,8% соответственно.

Больше всех доходов налоговики увидели в консолидированной казне Минска — 11,5 млрд BYN за 8 месяцев (10,8 млрд BYN годом ранее). Удельный вес столицы вырос по сравнению с 2021 годом — с 49,6% до 50,0%.

В части республиканского бюджета налоговики проконтролировали поступление 8,848 млрд BYN, в части местных бюджетов — 14,229 млрд BYN. В 2022 году местные бюджеты наполняются лучше центральной казны: за 8 месяцев поступления в центр в номинале упали на 2,4%, а в местные выросли на 12,2% (-4,2% в реальном выражении).

Лучшая реакция местных бюджетов на кризис связана с устойчивостью основных доходных источников на этом уровне. В республиканской казне выше удельный вес налогов и сборов, поступление которых сильнее зависит от состояния внешней и внутренней конъюнктуры.

Например, подоходный налог с физлиц поступает в основном в местные бюджеты. При этом за 8 месяцев этот налог обеспечил 26,3% поступлений, контролируемых налоговиками (23,7% в 2021-м), что эквивалентно 6,043 млрд BYN.

Также подоходный налог хорошо собирается в 2022 году. В январе—августе 2022 года номинальный рост поступлений составил 17,5%, реальный — 0,2%.

В деньгах номинальный прирост по подоходному налогу достиг 899 млн BYN к 2021 году, тогда как по НДС — 561 млн BYN. Вместе 2 этих налога по сути сформировали всю прибавку доходов под контролем МНС.

По итогам 8 месяцев налоговики собрали НДС в сумме 6,927 млрд BYN (30,0% подконтрольных доходов казны). В номинале поступления выросли на 8,8%, в реальном выражении снизились на 7,2%.

Еще 2,884 млрд BYN (12,5% доходов) в налоговую казну принес налог на прибыль, а 1,741 млрд BYN (7,5% доходов) — акцизы. Оба источника уменьшились в номинале к прошлому году. По налогу на прибыль минус составил 1,5%, по акцизам — 22,1%.

2022-09-27