Курсы валют Нацбанка РБ
08 июл09 июл
1 USD 2,9696 2,9569 −0,0127
1 EUR 3,4848 3,4722 −0,0126
100 RUB 3,7699 3,7714 +0,0015
10 PLN 8,2063 8,1800 −0,0263
10 CNY 4,1272 4,1005 −0,0267

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
08 июл09 июл
USD 78,7185 78,1682 −0,5503
EUR 92,4138 91,9667 −0,4471
BYN 26,5081 26,4359 −0,0722
PLN 21,7041 21,6323 −0,0718
CNY 10,9808 10,8597 −0,1211

все курсы валют

Реальные доходы казны падают по фискальным данным

Доходы консолидированного бюджета выросли в номинале, но сократились в реальном выражении. Это следует из статистики фискальных органов.

По итогам 8 месяцев 2022-го консолидированный бюджет собрал 23,1 млрд BYN доходов (в части платежей, которые контролируют налоговики). Номинальный рост поступлений в казну составил 6,1%.

Однако рост цен в секторах экономики, измеряемый дефлятором ВВП, превысил номинальную прибавку в доходах по МНС. С учетом роста цен за 8 месяцев к периоду 2021 года реальные доходы снизились на 9,4%.

Падение поступлений в реальном выражении наблюдалось в Минске и во всех областях, кроме Брестской. По Минску реальные доходы сократились к прошлому году на 8,6%, по Витебской области — на 15,0%, по Гомельской — на 15,2%, по Гродненской — на 19,6%, по Минской — на 3,9%, по Могилевской — на 9,4%.

По Брестской области реальные доходы по сводкам налоговиков выросли на 1,7%, номинальные — на 19,2%. В Витебской, Гомельской и Гродненской областях уменьшились даже номинальные доходы консолидированной казны (по части МНС) — на 0,4%, 0,6% и 5,8% соответственно.

Больше всех доходов налоговики увидели в консолидированной казне Минска — 11,5 млрд BYN за 8 месяцев (10,8 млрд BYN годом ранее). Удельный вес столицы вырос по сравнению с 2021 годом — с 49,6% до 50,0%.

В части республиканского бюджета налоговики проконтролировали поступление 8,848 млрд BYN, в части местных бюджетов — 14,229 млрд BYN. В 2022 году местные бюджеты наполняются лучше центральной казны: за 8 месяцев поступления в центр в номинале упали на 2,4%, а в местные выросли на 12,2% (-4,2% в реальном выражении).

Лучшая реакция местных бюджетов на кризис связана с устойчивостью основных доходных источников на этом уровне. В республиканской казне выше удельный вес налогов и сборов, поступление которых сильнее зависит от состояния внешней и внутренней конъюнктуры.

Например, подоходный налог с физлиц поступает в основном в местные бюджеты. При этом за 8 месяцев этот налог обеспечил 26,3% поступлений, контролируемых налоговиками (23,7% в 2021-м), что эквивалентно 6,043 млрд BYN.

Также подоходный налог хорошо собирается в 2022 году. В январе—августе 2022 года номинальный рост поступлений составил 17,5%, реальный — 0,2%.

В деньгах номинальный прирост по подоходному налогу достиг 899 млн BYN к 2021 году, тогда как по НДС — 561 млн BYN. Вместе 2 этих налога по сути сформировали всю прибавку доходов под контролем МНС.

По итогам 8 месяцев налоговики собрали НДС в сумме 6,927 млрд BYN (30,0% подконтрольных доходов казны). В номинале поступления выросли на 8,8%, в реальном выражении снизились на 7,2%.

Еще 2,884 млрд BYN (12,5% доходов) в налоговую казну принес налог на прибыль, а 1,741 млрд BYN (7,5% доходов) — акцизы. Оба источника уменьшились в номинале к прошлому году. По налогу на прибыль минус составил 1,5%, по акцизам — 22,1%.

2022-09-27