USD нал EUR нал
2,9330 / 2,9350 3,4170 / 3,4250
Курсы валют Нацбанка РБ
27 окт28 окт
1 USD 2,9801 2,9270 −0,0531
1 EUR 3,4604 3,4063 −0,0541
100 RUB 3,6690 3,6957 +0,0267
10 PLN 8,1709 8,0432 −0,1277
10 CNY 4,1831 4,1146 −0,0685

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
27 окт28 окт
USD 80,9713 78,9848 −1,9865
EUR 94,0820 92,0233 −2,0587
BYN 27,1707 26,9849 −0,1858
PLN 22,1955 21,7021 −0,4934
CNY 11,3079 11,0648 −0,2431

все курсы валют

В Беларуси раскрыли медиану рентабельности у флагманов

Флагманские компании рассказали о финансовых результатах за 7 месяцев. Так, стали известны индикаторы нерентабельных и высокорентабельных компаний.

Один из главных финансовых показателей любой компании — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.

Также рентабельность ценна тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения долгового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание уменьшаются во времени.

За январь—июль 2022-го средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,8% (против 8,0% в 2021-м по Белстату). При этом медианная рентабельность ниже, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.

Компании с отрицательной или малой (0–5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.

По итогам 7 месяцев 20,9% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,3% имели рентабельность в пределах 0–5%.

Совокупный удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов по стране составил 51,2%. Это значит, что медиана по рентабельности была ниже 5%.

На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В январе—июле 2022 года 9,4% флагманов показали рентабельность 20+%, а 3,5% флагманов — рентабельность 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была в 5,5 раза выше, нежели удельный вес высокорентабельных.

Низкорентабельные и нерентабельные флагманы встречались с самой низкой частотой в 2022-м по Брестской области. За 7 месяцев статистика зафиксировала в регионе 44,1% таких бизнесов.

По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 46,0%. Одновременно Минск выступил лидером по доле высокодоходных компаний. В столице 14,1% флагманов рассказали о рентабельности продаж от 20% и более, а 7,7% флагманов — о рентабельности от 30% и более.

Иная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (63,3%) и малая доля высокодоходных (5,3% с рентабельностью 20+% и 2,0% с рентабельностью 30+%). Известно, что в 2022-м Могилевщина занимает последнее место по размеру средней зарплаты при максимальной трудовой нагрузке по Беларуси.

2022-09-15