Доля продукции made in Belarus в товарообороте выросла первый раз за длинный период. Выясняем возможные причины потребительского сдвига.
В РБ сообщили о розничном товарообороте организаций торговли и доле белорусских товаров в продажах. В июле власти подытожили данные за первую половину 2022 года.
По Белстату розничный товарооборот организаций торговли за 6 месяцев составил 27,2 млрд BYN, из которых 14,6 млрд BYN сформировали продтовары, 12,6 млрд BYN – непродтовары. Удельный вес продтоваров в продажах достиг 53,5%, непродтоваров – 46,5%. По опыту европейских стран большая доля продовольствия в товарообороте отражает невысокий уровень материального благополучия у покупателей.
Продажи товаров белорусского производства за полугодие достигли 16,4 млрд BYN, из них 11,1 млрд BYN обеспечили продтовары, а 5,3 млрд BYN – непродтовары. Удельный вес белорусской продукции в товарообороте первой половины 2022-го составил 60,3%.
Сравните: по итогам 6 месяцев 2013 года доля белорусской продукции достигала 71,5%. Затем в 2014 году она упала до 70,4%, в 2015-м – до 69,5%, в 2016-м – до 66,0%, в 2017-м – до 65,3%, в 2018-м – до 63,2%, в 2019-м – до 61,7%, в 2020-м – до 60,6%, в 2021-м – до 59,2%.
Таким образом, до текущего года удельный вес отечественных товаров в продажах постоянно уменьшался. Однако в 2022-м тренд прервался, и доля белорусской продукции в товарообороте выросла.
По принятой в стране классификации товары бывают продовольственными и непродовольственными. В первую категорию входят пищевые продукты, напитки и табачные изделия, во вторую – остальные товары.
Так вот, позитивные для белорусских производителей изменения произошли по товарам непродовольственной группы. Если за январь-июнь 2021 года доля отечественной продукции составила 40,1%, то в 2022-м – уже 41,6%.
Удельный вес белорусских товаров в продажах продовольствия остался на уровне прошлого года – 76,4%. Правда, по сравнению с 2013 годом все равно фиксируется спад: 9 лет назад доля белорусских продуктов была равна 82,8% (а непродтоваров – 55,9%).
Внутри укрупненных товарных групп доли продаж белорусской продукции сильно варьируют. Например, по итогам 1 полугодия удельный вес продаж свежих фруктов и орехов из Беларуси составил 12,0%, по рыбе – 13,1%, по растительному маслу – 15,5%, по гречневой крупе – 28,7%, по свежим томатам – 44,4%.
Среди непродтоваров наименьшая доля позиций производства РБ наблюдалась по автомобилям (10,1%), по телевизорам (16,3%), по стиральным машинам и машинам для сушки белья (19,8%), по парфюмерно-косметической продукции и туалетным принадлежностям (20,2%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!