Флагманские компании страны отчитались по финансам за квартал. В некоторых регионах и отраслях положение дел довольно напряженное.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в мае самая свежая информация относится к цифрам на 1 апреля.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.
Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание у предприятия обычно стремятся к нулю.
По данным Белстата за январь-март 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,3%. Однако медианная рентабельность существенно ниже, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.
Компании с отрицательной или малой (0-5%) рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам 1 квартала 2022-го порядка 25% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 30,6% имели рентабельность в пределах 0-5%.
Совокупный удельный вес нерентабельных (убыточных) и низкорентабельных флагманов по стране составил 55,6%. Это значит, что медиана по рентабельности в РБ была ниже 5%.
На другом полюсе от этой группы находились высокодоходные бизнесы. В январе-марте 2022 года 9,3% флагманов показали рентабельность 20+%, а 4,1% флагманов – 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была в 4,2 раза выше, нежели удельный вес высокорентабельных.
В текущем году низкорентабельные и нерентабельные флагманы с наименьшей частотой встречаются в Гродненской области. По итогам 1 квартала статорганы зафиксировали в регионе 49,1% таких бизнесов.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 51%. Одновременно Минск стал лидером страны по доле высокодоходных компаний. В городе 13,3% флагманов отчитались о рентабельности 20+%, а 7,7% флагманов – о рентабельности 30+%.
Обратная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (66,6%) и малая доля высокодоходных (6,4% с рентабельностью 20+%, 2,4% с рентабельностью 30+%). Также известно, что Могилевщина заняла последнее место по размеру средней зарплаты при максимальной трудовой нагрузке.
По доле флагманов с рентабельностью 20+% и 30+% лучшей среди областей стала Минская – 11,2% и 3,7%. В остальных областях расстановка была такой: Брестская – 7,3% и 2,8%, Витебская – 6,3% и 3,2%, Гомельская – 7,1% и 2,8%, Гродненская – 9,1% и 2,7%.
В Брестской области удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов составил 50,7%, в Витебской – 61,9%, в Гомельской – 60,4%, в Минской – 54,7%.
По РБ доля флагманов с рентабельностью 10+% составила 27,5% (каждая четвертая компания). В Витебской, Гомельской и Могилевской областях положение было хуже: 20,8%, 22,7% и 19,8% флагманов этих регионов показали рентабельность 10+%.
По Брестской области удельный вес флагманов с рентабельностью 10+% составил 30,5%, по Гродненской – 33,7%, по Минской – 28,6%, по Минску – 31,6%. Лидерские позиции захватила Гродненская область, а последнее место заняла Могилевская.
Доля флагманов с отрицательной и малой (0-5%) рентабельностью в сельском хозяйстве составила 60,2%, в промышленности – 44,7%, в строительстве – 71,3%, в оптовой торговле – 61,4%, в розничной торговле – 82,2%, на транспорте – 63,1%, в секторе информации и связи – 39,5%, в гостиницах и ресторанах (HoReCa) – 82,1%.
Удельный вес флагманов с рентабельностью 10+% по сельскому хозяйству составил 25,4%, по промышленности – 33,9%, по строительству – 10,7%, по оптовой торговле – 16,8%, по розничной торговле – 6,2%, по транспорту – 20,7%, по информации и связи – 42,5%, по HoReCa – 5,4% (минимум).
В сельском хозяйстве доли флагманов с рентабельностью 20+% и 30+% достигли 4,7% и 0,9% соответственно, в промышленности – 8,9% и 2,4%, в строительстве – 3,3% и 1,9%, в оптовой торговле – 4% и 1%, в розничной торговле – 1,4% и 0%, на транспорте – 7% и 3,7%, в секторе информации и связи – 19% и 7,5%, в HoReCa – 2,7% и 0%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!