Флагманские бизнесы страны отличаются по финансовым показателям. Некоторые из них входят в особую группу уязвимых предприятий.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.
Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность на протяжении лет низка или отрицательна, шансы на выживание у предприятия обычно стремятся к нулю.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в апреле самая свежая информация относится к цифрам на 1 марта.
По данным Белстата за январь-февраль 2022 года средняя рентабельность продаж среди флагманов составила 8,5%. Однако медианная рентабельность существенно ниже, что отражает доля предприятий с отрицательной и малой рентабельностью.
Компании с малой (0-5%) или отрицательной рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам 2 месяцев 2022-го порядка 27,8% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 29,8% имели рентабельность в пределах 0-5%.
Совокупный удельный вес нерентабельных (убыточных) и низкорентабельных флагманов в целом составил 57,6%. Это значит, что медиана по рентабельности была ниже 5%.
На другом полюсе от этой группы находились высокодоходные бизнесы. В январе-феврале 2022-го 10% флагманов показали рентабельность 20+%, а 4,6% флагманов – 30+%. Таким образом, доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была в 4 раза выше.
В 2022-м низкорентабельные и нерентабельные флагманы с наименьшей частотой встречались в Гродненской области. По региону статорганы зафиксировали 50,3% таких бизнесов.
По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 54,7%. Также Минск был лидером страны по доле высокодоходных компаний. Около 15,3% флагманов столицы отразили в отчетах рентабельность 20+%, а 8,5% флагманов – рентабельность 30+%.
Другая ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (66,3%) и самая низкая доля высокодоходных (6,6% с рентабельностью от 20% и выше, 2,8% с рентабельностью 30+%). Также известно, что Могилевщина заняла последнее место по размеру средней зарплаты.
По удельным весам флагманов с рентабельностью 20+% и 30+% лучшей среди областей стала Минская – 11,2% и 5,1%. В остальных областях положение было таким: Брестская – 7,4% и 3,1%, Витебская – 7,3% и 2,9%, Гомельская – 8,2% и 3,4%, Гродненская – 10% и 3,4%.
В Брестской области удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов составил 53,4%, в Витебской – 64%, в Гомельской – 60,2%, в Минской – 57%. Заметно, что в западных регионах (Брестчина и Гродненщина) доля уязвимых предприятий ниже, чем в иных.
В среднем по стране доля флагманов с рентабельностью 10+% составила 27,5% (каждое четвертое предприятие). В Витебской, Гомельской и Могилевской областях положение было хуже: лишь 22,2%, 21,4% и 22,7% флагманов этих регионов показали рентабельность 10+%.
По Брестской области удельный вес флагманов с рентабельностью 10+% составил 30,6%, по Гродненской – 34,3%, по Минской – 27,8%, по Минску – 30,6%. Как видно, лидирующие позиции по этому индикатору захватила Гродненская область.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!