Крупные и средние организации впервые отчитались по финансам за 2022 год. Посмотрим, какие флагманы РБ сработали с наибольшей эффективностью.
Один из главных финансовых показателей бизнеса в стране — это рентабельность продаж. Рентабельность продаж представляет собой соотношение прибыли от реализации продукции и выручки за промежуток времени.
Как правило, чем выше рентабельность, тем эффективнее работает бизнес. В целом верно и обратное: ниже рентабельность — ниже эффективность бизнеса.
Рентабельность отражает, имеет ли компания прибыль с продаж или несет с продаж убытки. Если рентабельность отрицательна, то прибыли нет, а есть убытки, если положительна, то бизнес дает прибыль.
Кроме того, рентабельность продаж показывает, насколько эффективно работает предприятие вне связи с долговой нагрузкой. Если рентабельность продолжительное время отрицательна или низка, то и с господдержкой бизнес имеет высокие шансы стать банкротом. Если рентабельность стабильно высока, бизнесу с высокой вероятностью будет нипочем и значительная долговая нагрузка.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних компаний приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в марте самая свежая информация относится к цифрам за январь текущего года.
По итогам января 2022 года средняя рентабельность продаж у флагманов согласно Белстату составила 9,5%. В январе 2021 года средний показатель по лидерским организациям был меньше – 7,4%.
Медианная рентабельность у флагманов Беларуси ниже средней. Это видно по доле нерентабельных (<0%) и низкорентабельных (0-5%) компаний в выборке – 58,5% за первый месяц 2022 года. Это значит, что медиана по рентабельности продаж не дошла до 5%.
За январь 2022 года самую высокую рентабельность продаж среди отраслей экономики показали горнодобывающая промышленность (30,9%), финансовая и страховая деятельность (27,8%), почтовая и курьерская деятельность (27,6%), лесоводство и лесозаготовки (26,2%), образование (21,2%), информация и связь (20,3%), операции с недвижимостью (20%).
На другом конце рейтинга рентабельности находились воздушный транспорт (минус 27,9%), услуги по временному проживанию и питанию (0,1%), розничная торговля (1,2%) и оптовая торговля (1,5%).
По сравнению с 2021 годом средняя рентабельность в экономике выросла на 2,1 п.п. Лидерами по росту показателей рентабельности в 2022 году стали горнодобывающая промышленность (+16,4 п.п.), а также финансовая и страховая деятельность (+7,8 п.п.).
В январе 2022 года по доле флагманов с рентабельностью 30+% лидировала финансовая и страховая деятельность (44,4% компаний), а за нею второе место заняли лесоводство и лесозаготовки (36,6% бизнесов).
В начале 2022-го статорганы не выявили флагманы с рентабельностью 30% или выше в розничной торговле, на водном и воздушном транспорте, а также в услугах по временному проживанию и питанию.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!