Крупные и средние белорусские компании отчитались по финансам за весь 2021 год. Более 54% флагманов показало низкую рентабельность продаж.
Один из главных финансовых показателей любой компании – это рентабельность продаж. Рентабельность продаж отражает какую прибыль предприятие получает на единицу выручки. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность работы бизнеса.
Рентабельность ценна также тем, что показывает эффективность работы компании без учета долговой нагрузки. Это позволяет оценить перспективы деятельности бизнеса в тяжелые времена и обоснованность господдержки.
Если долговая нагрузка велика, но рентабельность стабильно высока, бизнес все равно имеет хорошие шансы на выживание при условии облегчения финансового бремени. Если же и нагрузка высока, и рентабельность долгое время низка или отрицательна, шансы на выживание у предприятия обычно стремятся к нулю.
По данным Белстата за 2021 год средняя рентабельность продаж среди компаний-флагманов составила 8,3%. Однако медианная рентабельность существенно ниже, на что указывает доля предприятий с отрицательной и низкой рентабельностью.
Компании с низкой (0-5%) или отрицательной рентабельностью входят в круг уязвимых бизнесов в кризисные периоды. Неслучайно чиновники часто выделают эту группу предприятий из общей массы и обращают на нее пристальное внимание.
По итогам 2021 года 20,2% флагманских компаний Беларуси были нерентабельными (зафиксировали убытки от реализации продукции), а 34,3% имели рентабельность в пределах 0-5%. Выходит, совокупный удельный вес убыточных (нерентабельных) и низкорентабельных флагманов в целом составил 54,5%.
На другом полюсе от этой группы находятся высокодоходные бизнесы. В 2021 году 8,4% флагманов показали рентабельность от 20% и выше, а 4% флагманов – от 30% и выше. Заметно, что в 2021-м доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов была шестикратно выше.
Реже всего низкорентабельные и нерентабельные бизнесы встречались в Минске. По столице статорганы зафиксировали 44,7% таких флагманов. Одновременно Минск – лидер страны по доле высокодоходных компаний. Около 13,4% флагманов столицы отразили в отчетах рентабельность 20+%, около 6,7% – рентабельность 30+%.
Обратная ситуация сложилась в Могилевской области. В этом регионе отмечалась самая высокая доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов (67,9%) и малая доля высокодоходных (6,8% с рентабельностью 20+%, 3,1% с рентабельностью 30+%). Могилевщина также заняла последнее место по размеру средней зарплаты.
В Брестской области удельный вес нерентабельных и низкорентабельных флагманов составил 51,8%, в Витебской – 58,1%, в Гомельской – 62,5%, в Гродненской – 45,9%, в Минской – 57,8%. В западных регионах страны (Брестчина и Гродненщина) доля уязвимых предприятий была ощутимо ниже, чем в восточных.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!