В марте в финансовой системе страны поменялась ситуация с ликвидностью.
С осени 2021 года банковская система находилась в состоянии «избыточной» ликвидности. Это значит, что остатки по операциям изъятия ликвидности Нацбанком заметно превышали остатки по операциям ее поддержания.
В то время банки предпочитали «парковать» ресурсы на безрисковых депозитах регулятора, а не предоставлять их проектам, связанным с высокими экономическими рисками.
Причем финансовый сектор не смущали ультранизкие ставки по таким инструментам Нацбанка. Перед началом событий в Украине ставка отсечения на депозитных аукционах регулятора упала до 0,10% годовых, а средневзвешенная обвалилась до 0,09%.
Такие цифры с одной стороны говорят о дефиците качественных инвестпроектов в реальном секторе, а с другой – о наличии «лишних» денег в системе. Вплоть по 23 февраля ломбардные кредитные аукционы НБРБ признавались несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Уже в марте положение дел поменялось. За это время Нацбанк организовал два депозитных аукциона по изъятию ликвидности у банков – 2 и 9 марта. Оба аукциона регулятор признал несостоявшимися по той же причине, какая раньше была по кредитным аукционам, – в связи с отсутствием заявок.
Отсутствие заявок от участников на депозитных аукционах чаще всего указывает на то, что участники не располагают «лишней» ликвидностью, которую можно временно забросить в закрома НБРБ.
Зато спрос на деньги на ломбардных кредитных аукционах вполне обозначился. Сначала 2 марта участники аукциона выставили 20 заявок со ставками от 12,25% до 18,00% годовых на общую сумму 905,3 млн BYN.
Однако НБРБ удовлетворил только часть заявок в объеме 330 млн BYN по средневзвешенной ставке 17,41% годовых. Видимо, власти опасаются, чтобы участники денежного рынка не начали игру против белорусского рубля, используя относительно дешевые ресурсы от регулятора.
9 марта к аукциону были допущены уже 24 заявки со ставками от 12,00% до 35,00% годовых на общую сумму 1,488 млрд BYN. Но НБРБ был неумолим и решил не предоставлять кредиты банкам.
Пока видно, что власти действуют в схожем ключе с 2020 годом. Ведь перед ними по-прежнему стоят задачи по обеспечению финансовой стабильности и по сдерживанию темпов инфляции в стране.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!