Крупные и средние организации розничной торговли рассказали о первых продажах в 2022 году. Также флагманы отрасли сообщили о финансовом положении.
За январь 2022 года розничный товарооборот в стране вырос на 3,3% к уровню 2021 года. Однако этот рост произошел на низкой базе: в январе 2021-го наблюдалось падение продаж на 0,9%.
Справочно: розничный товарооборот в Беларуси за 2021 год вырос к 2020-му всего на 1,6%. Это ниже, чем прирост в 2020 году (+2,1% к 2019 году), и худший результат за 5 лет кряду.
По итогам января-2022 Минск обеспечил около 31,1% продаж флагманских компаний ритейла. Динамика товарооборота в столице была сильнее, чем по РБ в целом – плюс 4,3% к 2021 году. Правда, и база сравнения за 2021 год по Минску оказалась самой низкой в стране.
Флагманские организации розничной торговли отстают от остальной экономики по размеру средней зарплаты и по темпам ее роста. По оценкам Белстата, средняя зарплата в отрасли за 2021 год составила 1126 BYN, а ее рост к 2020 году – 2,6%. По всей экономике эти показатели были равны 1434 BYN и +4,4% соответственно.
За 2021 год флагманы отрасли уволили 97,2 тыс. человек, приняв на работу 91,2 тыс. Таким образом, на чистой основе количество уволенных в ритейле составило 6 тыс. человек.
Коэффициент замещения уволенных принятыми по отрасли составил 93,8%. Это значит, что на каждую 1000 уволенных было принято в среднем 938 человек.
В Беларуси данные о финансах крупных и средних организаций приходят с задержкой от окончания отчетного периода. Поэтому в феврале самая свежая информация относится к статистике за минувший год.
Прибыль от реализации продукции по флагманам ритейла за 2021 год сократилась к 2020 году на 3,5% (в номинале). При этом рост потребительских цен за тот же период составил 9,5%. То есть реальное падение прибыли (с поправкой на инфляцию) состоялось более чем на 11%.
Поскольку прибыль упала, сократилась и рентабельность продаж в отрасли. За 2021 год средняя рентабельность у флагманов ритейла составила 1,7% против 2,1% годом ранее.
По итогам 2021 года среди флагманов отрасли 29,7% были нерентабельны (несли убытки с продаж), а 52,7% показали рентабельность в пределах 0-5%. Только 0,8% флагманов ритейла имели рентабельность 20+%, а 0,2% флагманов – рентабельность 30+% (средние доли по экономике – 8,4% и 4,0%).
На 1 января 2022 года суммарные долги флагманов ритейла достигли 10,897 млрд BYN и это максимальный размер обязательств за время замеров. Предыдущий рекорд продержался всего месяц. В 2021 году суммарный долг отрасли вырос на 12,3%.
За 2021 год ритейлеры направили на погашение кредитов и займов 7,780 млрд BYN, что на 23,2% больше, чем в 2020-м (средний рост по экономике – 16,2%).
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!