Флагманы транспортной отрасли отчитались о падении грузовых и пассажирских перевозок. Также главные предприятия сектора активно увольняют персонал.
По итогам ноябрьского опроса Нацбанка сглаженный индекс настроений на транспорте составил минус 13,8 при среднем историческом значении минус 5. Нахождение индекса в области отрицательных значений говорит о том, что пессимисты в отрасли преобладают над оптимистами.
Поскольку это сглаженный индекс, в котором отсечены сезонные искажения, можно сравнивать значения с предыдущими месяцами. Так вот, настроения на транспорте ухудшились по сравнению с октябрем 2021 года (тогда было минус 11,6).
Пессимизм транспортников подтверждается на данных Белстата. За 11 месяцев 2021-го перевозки грузов транспортом упали на 3,3% к 2020 году. При этом в 2020 году за 11 месяцев грузоперевозки снижались на 7,1% к 2019-му, а в 2019-м – на 5,9% к 2018-му. Таким образом, сокращение перевозок в пересчете на тонны идет уже 3 года кряду.
Перевозки пассажиров в человеках упали за 11 месяцев на 4,2% к кризисному 2020 году. Справочно: в 2020 году уменьшение пассажирских перевозок к 2019 году составило 17,8%. Это значит, что сжатие перевозок пассажиров отмечается второй год подряд.
В 2021 году чистый отток кадров зафиксирован в основных видах транспорта. По сухопутному и трубопроводному транспорту соотношение принятых и уволенных за 10 месяцев составило 74,9%, по водному – 65,8%, по воздушному – 27,7%. В абсолютных величинах нетто-отток с флагманов сухопутного и трубопроводного транспорта составил 4,6 тыс. человек.
Средняя рентабельность продаж по флагманам транспортной отрасли за 10 месяцев 2021-го составила 7,8%. Однако медианный показатель рентабельности существенно ниже.
По итогам января-октября около 25,8% флагманов отрасли были нерентабельны (понесли убытки с продаж), а еще 37% имели рентабельность в пределах 0-5%. Совокупная доля предприятий с рентабельностью до 5% составила 62,8%. Из этого следует, что медиана по рентабельности у флагманов транспорта находится ниже 5%.
Только 5,7% флагманов транспорта добились рентабельности от 20% или выше и лишь 3,5% флагманов – от 30% или выше. В среднем по экономике удельные веса таких компаний составили 8,5% и 4,1% соответственно.
К 1 ноября суммарные долги флагманов отрасли достигли 7,143 млрд BYN, в том числе по сухопутному и трубопроводному транспорту – 4,465 млрд BYN, по воздушному – 1,103 млрд BYN. За 10 месяцев 2021-го флагманы транспорта направили на погашение кредитов и займов 2,354 млрд BYN. По сравнению с 2020 годом нагрузка в деньгах выросла на 22,5%.
Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!