Курсы валют Нацбанка РБ
22 ноя23 ноя
1 USD 3,4150 3,4150 0,0000
1 EUR 3,5911 3,5911 0,0000
100 RUB 3,3927 3,3927 0,0000
10 CNY 4,7114 4,7114 0,0000
10 PLN 8,2644 8,2644 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
21 ноя22 ноя
USD 100,2192 100,6798 +0,4606
EUR 105,8090 106,0762 +0,2672
BYN 29,4702 29,4816 +0,0114
CNY 13,8224 13,8821 +0,0597
PLN 24,3724 24,3588 −0,0136

все курсы валют

Белорусские флагманы отчитались о финансовых результатах

Крупные и средние компании в реальном секторе показали отчетность за 10 месяцев. Посмотрим, с чем флагманы подошли к концу 2021 года.

Один из главных финансовых показателей работы бизнеса – это рентабельность продаж. Она отражает, сколько рублей прибыли получило предприятие от продажи продукции в расчете на каждые 100 рублей выручки за период времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность бизнеса. 

Рентабельность как показатель хороша тем, что позволяет сравнивать разные по размеру компании и отрасли. В абсолютных суммах разрыв по секторам экономики может достигать нескольких раз и даже порядков, но в относительном измерении (прибыль/выручка) знаменатель дроби уравновешивает числитель.

Также рентабельность позволяет отделить влияние долговой нагрузки на бизнес и курсовых разниц. Это полезно, когда оценивается выживаемость бизнеса в условиях кризиса и обоснованность господдержки. Если рентабельность хронически низка или вообще отрицательна длительное время, то какая бы ни была господдержка, она с большой вероятностью не будет иметь экономического смысла.

По итогам 10 месяцев 2021-го флагманские компании Беларуси распределились по рентабельности следующим образом: 21,5% флагманов были нерентабельны (несли убытки с продаж), а 32,9% имели рентабельность в пределах 0-5%. В бюллетенях госорганов последнюю группу компаний часто называют низкорентабельной.

И в самом деле, в условиях Беларуси (годовая инфляция выше 10%, ставки по «длинным» кредитам 20-30%) трудно представить, как выживают бизнесы с рентабельностью ниже 5%.

За 10 месяцев доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов достигла 54,4% – больше половины валообразующих организаций. Одновременно это значит, что медианная рентабельность у флагманов страны была меньше 5%.

По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 44,9%. Среди областей эта доля была меньше половины только в Гродненской – 47,4%.

Самые сложные финансы показали флагманы Могилевской области, в которой 67,9% валообразующих организаций были либо нерентабельны, либо низкорентабельны. Интересно, что на Могилевщине одновременно фиксируется самая низкая в стране часовая зарплата и самое большое количество рабочих часов.

В Брестской области около 51,1% флагманов были нерентабельны или низкорентабельны, в Витебской – 59,7%, в Гомельской – 60,5%, в Минской – 56,9%. Заметно, что в западной части Беларуси меньшая частота таких бизнесов, чем в восточной.

В промышленности доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 49%, в сельском хозяйстве – 59,8%, в строительстве – 63,8%, в оптовой торговле – 69,4%, в розничной торговле – 82,3%, на транспорте – 62,8%, в гостинично-ресторанном бизнесе (HoReCa) – 77,7%.

в материале использованы данные Белстата

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Telegram, Instagram и Facebook. Присоединяйтесь!

2021-12-17


Новости по теме: