Курсы валют Нацбанка РБ
03 ноя04 ноя
1 USD 2,9781 2,9774 −0,0007
1 EUR 3,4463 3,4288 −0,0175
100 RUB 3,6840 3,6817 −0,0023
10 PLN 8,1024 8,0620 −0,0404
10 CNY 4,1798 4,1697 −0,0101

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
04 ноя05 ноя
USD 80,8861 80,8861 +0,0000
EUR 93,3848 93,3848 +0,0000
BYN 27,1603 27,1603 +0,0000
PLN 22,0092 22,0092 +0,0000
CNY 11,2449 11,2449 +0,0000

все курсы валют

Белорусские флагманы отчитались о финансовых результатах

Крупные и средние компании в реальном секторе показали отчетность за 10 месяцев. Посмотрим, с чем флагманы подошли к концу 2021 года.

Один из главных финансовых показателей работы бизнеса – это рентабельность продаж. Она отражает, сколько рублей прибыли получило предприятие от продажи продукции в расчете на каждые 100 рублей выручки за период времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность бизнеса. 

Рентабельность как показатель хороша тем, что позволяет сравнивать разные по размеру компании и отрасли. В абсолютных суммах разрыв по секторам экономики может достигать нескольких раз и даже порядков, но в относительном измерении (прибыль/выручка) знаменатель дроби уравновешивает числитель.

Также рентабельность позволяет отделить влияние долговой нагрузки на бизнес и курсовых разниц. Это полезно, когда оценивается выживаемость бизнеса в условиях кризиса и обоснованность господдержки. Если рентабельность хронически низка или вообще отрицательна длительное время, то какая бы ни была господдержка, она с большой вероятностью не будет иметь экономического смысла.

По итогам 10 месяцев 2021-го флагманские компании Беларуси распределились по рентабельности следующим образом: 21,5% флагманов были нерентабельны (несли убытки с продаж), а 32,9% имели рентабельность в пределах 0-5%. В бюллетенях госорганов последнюю группу компаний часто называют низкорентабельной.

И в самом деле, в условиях Беларуси (годовая инфляция выше 10%, ставки по «длинным» кредитам 20-30%) трудно представить, как выживают бизнесы с рентабельностью ниже 5%.

За 10 месяцев доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов достигла 54,4% – больше половины валообразующих организаций. Одновременно это значит, что медианная рентабельность у флагманов страны была меньше 5%.

По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 44,9%. Среди областей эта доля была меньше половины только в Гродненской – 47,4%.

Самые сложные финансы показали флагманы Могилевской области, в которой 67,9% валообразующих организаций были либо нерентабельны, либо низкорентабельны. Интересно, что на Могилевщине одновременно фиксируется самая низкая в стране часовая зарплата и самое большое количество рабочих часов.

В Брестской области около 51,1% флагманов были нерентабельны или низкорентабельны, в Витебской – 59,7%, в Гомельской – 60,5%, в Минской – 56,9%. Заметно, что в западной части Беларуси меньшая частота таких бизнесов, чем в восточной.

В промышленности доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 49%, в сельском хозяйстве – 59,8%, в строительстве – 63,8%, в оптовой торговле – 69,4%, в розничной торговле – 82,3%, на транспорте – 62,8%, в гостинично-ресторанном бизнесе (HoReCa) – 77,7%.

в материале использованы данные Белстата

2021-12-17