Курсы валют Нацбанка РБ
01 окт02 окт
1 USD 2,4803 2,4803 0,0000
1 EUR 2,3956 2,3956 0,0000
100 RUB 4,2813 4,2813 0,0000
10 PLN 4,9556 4,9556 0,0000

все курсы валют

Курсы валют ЦБ РФ
01 окт02 окт
USD 55,2987 55,2987 +0,0000
EUR 52,7379 52,7379 +0,0000
BYN 22,2952 22,2952 +0,0000
PLN 11,1216 11,1216 +0,0000

все курсы валют

Белорусские флагманы отчитались о финансовых результатах

Крупные и средние компании в реальном секторе показали отчетность за 10 месяцев. Посмотрим, с чем флагманы подошли к концу 2021 года.

Один из главных финансовых показателей работы бизнеса – это рентабельность продаж. Она отражает, сколько рублей прибыли получило предприятие от продажи продукции в расчете на каждые 100 рублей выручки за период времени. Как правило, чем выше рентабельность, тем выше эффективность бизнеса. 

Рентабельность как показатель хороша тем, что позволяет сравнивать разные по размеру компании и отрасли. В абсолютных суммах разрыв по секторам экономики может достигать нескольких раз и даже порядков, но в относительном измерении (прибыль/выручка) знаменатель дроби уравновешивает числитель.

Также рентабельность позволяет отделить влияние долговой нагрузки на бизнес и курсовых разниц. Это полезно, когда оценивается выживаемость бизнеса в условиях кризиса и обоснованность господдержки. Если рентабельность хронически низка или вообще отрицательна длительное время, то какая бы ни была господдержка, она с большой вероятностью не будет иметь экономического смысла.

По итогам 10 месяцев 2021-го флагманские компании Беларуси распределились по рентабельности следующим образом: 21,5% флагманов были нерентабельны (несли убытки с продаж), а 32,9% имели рентабельность в пределах 0-5%. В бюллетенях госорганов последнюю группу компаний часто называют низкорентабельной.

И в самом деле, в условиях Беларуси (годовая инфляция выше 10%, ставки по «длинным» кредитам 20-30%) трудно представить, как выживают бизнесы с рентабельностью ниже 5%.

За 10 месяцев доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов достигла 54,4% – больше половины валообразующих организаций. Одновременно это значит, что медианная рентабельность у флагманов страны была меньше 5%.

По Минску доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 44,9%. Среди областей эта доля была меньше половины только в Гродненской – 47,4%.

Самые сложные финансы показали флагманы Могилевской области, в которой 67,9% валообразующих организаций были либо нерентабельны, либо низкорентабельны. Интересно, что на Могилевщине одновременно фиксируется самая низкая в стране часовая зарплата и самое большое количество рабочих часов.

В Брестской области около 51,1% флагманов были нерентабельны или низкорентабельны, в Витебской – 59,7%, в Гомельской – 60,5%, в Минской – 56,9%. Заметно, что в западной части Беларуси меньшая частота таких бизнесов, чем в восточной.

В промышленности доля нерентабельных и низкорентабельных флагманов составила 49%, в сельском хозяйстве – 59,8%, в строительстве – 63,8%, в оптовой торговле – 69,4%, в розничной торговле – 82,3%, на транспорте – 62,8%, в гостинично-ресторанном бизнесе (HoReCa) – 77,7%.

в материале использованы данные Белстата

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте, Facebook и Telegram. Присоединяйтесь!

2021-12-17


Новости по теме: